Психолог школы и ДОУ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Психолог школы и ДОУ » Методические материалы » Диагностические материалы


Диагностические материалы

Сообщений 1 страница 18 из 18

1

У Вас есть новые, удобные, авторские или любые удобные методики. Давайте делиться!

0

2

Не помню откуда скачала.
Методика "Эффективность лидерства"
Следующий опросник оценивает не лидерские качества человека, а его возможную практическую деятельность в роли лидера с точки зрения ее потенциальной эф¬фективности. В нем также на вопросы необходимо отвечать од¬нозначно: «да» или «нет».
Текст опросника
1. Стремитесь ли вы к использованию в своей работе новей¬ших достижений?
а) да, б) нет.
2. Стремитесь ли вы к сотрудничеству с другими людьми? а) да, б) нет.
3. Какой язык в общении с коллегами вы предпочитаете?
а) краткий, ясный, точный;
б) эмоциональный, образный, с намеками и подтекстом.
4. Разъясняете ли вы другим причины и основания прини¬маемых вами решений? а) да, б) нет.
5. Доверяют ли вам люди, которые постоянно или временно находятся в вашем подчинении? а) да, б) нет.
6. Вовлекаете ли вы всех исполнителей совместного дела в обсуждение связанных с ним вопросов, если на вас возложена обязанность ими руководить? а) да, б) нет.
7. Поощряете ли вы у подчиненных вам людей проявление самостоятельности, независимости в работе и инициативы? а) да, б) нет.
8. Помните ли вы имена тех людей, с которыми общаетесь? а) да, б) нет.
9. Предоставляете ли вы свободу действий своим подчинен¬ным в достижении тех целей, которые ставите перед ними? а) да, б) нет.
10. Контролируете ли вы ход выполнения задания вашими подчиненными?
а) да, б) нет.
11. Помогаете ли вы своим подчиненным, если они в этом нуждаются?
а) да, б) нет.
12. Выражаете ли вы благодарность подчиненному за хоро¬шо выполненную работу? а) да, б) нет.
13. Стремитесь ли вы искать в людях лучшие их качества и ориентироваться на них в совместной работе? а) да, б) нет.
14. Знаете ли вы о том, как наилучшим образом использовать положительные качества, имеющиеся у ваших подчиненных, в работе?
а) да, б) нет.
15. Знаете ли вы интересы и потребности ваших подчиненных? а) да, б) нет.
16. Умеете ли вы быть внимательным слушателем? а) да, б) нет.
17. Благодарите ли вы сотрудников за работу в присутствии других?
а) да, б) нет.
18. Делаете ли вы замечания своим подчиненным? Если да, то в какой обстановке?
а) наедине, б) в присутствии других.
19. Отмечаете ли вы хорошую работу своих подчиненных, до¬кладывая об итогах вышестоящему руководителю? а) да, б) нет.
20. Доверяете ли вы своим подчиненным? а) да, б) нет.
21. Стремитесь ли вы доводить до подчиненных всю основ¬ную информацию, получаемую от вышестоящих руководителей и организаций?
а) да, б) нет.
22. Раскрываете ли вы значение работы, выполняемой каж¬дым из ваших подчиненных, для общего дела? а) да, б) нет.
23. Оставляете ли вы себе и подчиненным время для плани¬рования работы?
а) да, б) нет.
24. Есть ли у вас план повышения своей квалификации? а) да, б) нет.
25. Имеется ли у ваших подчиненных план повышения их квалификации (или индивидуальные планы подобного рода)? а) да, б) нет.
26. Регулярно ли вы читаете специальную литературу? а) да, б) нет.
27. Имеете ли вы библиотеку новейшей литературы по вашей специальности?
а) да, б) нет.
28. Заботитесь ли вы о состоянии своего здоровья, сохране¬нии и повышении работоспособности? а) да, б) нет.
29. Любите ли вы выполнять сложную, но интересную работу? а) да, б) нет.
30. Проводите ли вы лично обучение своих подчиненных с целью улучшения качества и повышения эффективности их ра¬боты?
а) да, б) нет.
31. Знаете ли вы о том, на какие качества работника необхо¬димо ориентироваться при его приеме на работу? а) да, б) нет.
32. С желанием ли вы занимаетесь разбором жалоб и удов¬летворением персональных просьб, исходящих от подчиненных? а) да, б) нет.
33. Сохраняете ли вы психологическую дистанцию в обще¬нии с подчиненными? а) да, б) нет.
34. Относитесь ли вы к своим подчиненным со вниманием и уважением?
а) да, б) нет.
35. Уверены ли вы в себе? а) да, б) нет.
36. Хорошо ли вы знаете свои сильные и слабые стороны? а) да, б) нет.
37. Часто ли вы проявляете творчество в работе? а) да, б) нет.
38. Регулярно ли вы повышаете свою квалификацию на спе¬циальных курсах, семинарах и т.п.? а) да, б) нет.
39. Достаточно ли гибко вы себя ведете при принятии реше¬ний и в общении с людьми? а) да, б) нет.
40. Готовы ли вы изменить стиль своего руководства, если по¬требуется?
а) да, б) нет.
Если эта методика используется для самооценки ру¬ководителя, то возникает опасность искажения ре¬зультатов вследствие субъективной установки пока¬зать себя в лучшем свете или просто недостаточного осознания человеком своих особенностей. Поэтому данный опросник рекомендуется вместе с руководи¬телем предлагать его подчиненным, а затем обобщать полученные результаты.
За каждый утвердительный ответ на предложенные вопросы («да») испытуемый получает 1 балл, а за каждый отрицательный («нет») — 0 баллов.
Если испытуемый получит от 30 до 40 баллов, то стиль его руководства (с учетом высказанного выше замечания) считает¬ся высокоэффективным.
Если сумма баллов оказалась в пределах от 11 до 29, то стиль руководства рассматривается как среднеэффективный.
Если общая сумма баллов оказалась 10 и меньше, то стиль руководства данного человека рассматривается как малоэффективный и ему не рекомендуется быть руководителем педагогического или детского коллектива.

0

3

Какая вы картина
(психологический тест - если бы вы были известной картиной, это была бы вот такая картина)

Все мы экспонаты огромной художественной галереи. Классический портрет, шедевр абстракционизма, кубик на ножках, яркие пятна на сером фоне... Хотите взглянуть на себя со стороны и изнутри одновременно? Отвечайте на вопросы теста искренне, кликая мышкой нужный вариант. Но не принимайте результаты всерьез. Быть может, именно вы - тот шедевр, которого не найти ни в одном запаснике мира.
Если вы готовы, нажмите Здесь.

0

4

Диагностика мотивации учения

http://depositfiles.com/files/8zi9lu9iz

0

5

ХИРОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ "LITE"

Покажите Вашу руку - и я скажу, какой Вы человек
Предлагаемые в данном разделе хирологические тесты - результат кропотливой работы хиролога Николая Ганина. В результате его работы было проанализировно более трехсот пар рук, он измерил и проанализировал соотношение между полученными цифрами и судьбами этих людей. Результаты измерений были обработаны по статистической теории планирования эксперимента. Так родились предлагаемые здесь читателям хирологические тесты. Напомним, что гармоничной личности чужда всякая крайность и что наилучшая позиция - та, которая ближе к золотой середине. Поэтому наилучшие оценки по десятибалльной шкале - это 5 и 6 баллов. Всего разработано 16 тестов, которые, не раскрывая полностью все стороны личности, дают тем не менее достаточно полную ее характеристику. В настоящий момент на сайте представлены всего 3 теста. Следите за новостями! Ведется работа над добавлением всех 16 тестов.

Итак, вооружайтесь линейкой и вводите данные в поля... Что раскажет моя ладонь

0

6

Тесты
Психогеометрический тест

«Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал» — писал поэт. Ох, неспроста он, оказывается, все время рисовал этот угол. Ведь по тому, какие у человека геометрические предпочтения, можно многое сказать о его характере. Не верите? Давайте проверять вместе:  http://www.inha.ru/-/349114/446780/-/g5 … rce=subs45

0

7

Восприятие интернета
http://depositfiles.com/files/8uaq0umnd

Эффективность лидертва

http://depositfiles.com/files/9asrx98lz

Отредактировано Luhi (2009-12-16 08:45:07)

0

8

Тест на определение активности полушарий головного мозга
http://andreybazhin.ucoz.ru/_nw/0/s20210.jpg

Интересный тест, который помогает определить, какое из полушарий вашего мозга более активно. Помогает глубже понять себя и окружающих.

Из нейропсихологии мы знаем, что два полушария человеческого мозга работают по разному: левое полушарие отвечает за логические и лингвистические стороны умственных операций, а правое полушарие - за их образность, целостность и эмоциональность. Такая функциональная асимметрия человеческого организма проявляется в разных формах поведения, при этом те или иные поведенческие реакции могут строиться по правому или левому типу.

Сейчас мы проделаем несколько тестов и узнаем, какие типы реакций преобладают у каждого из вас. Приготовьте лист бумаги и карандаш. Вы проделаете несколько упражнений, в каждом из них вы будете отмечать на листке, какой тип реакции - правый или левый - проявился у вас.

Их можно отмечать, например, буквами "П" и "Л".

Итак, приготовьте листки бумаги и ручки, чтобы отмечать правый и левый тип реакции. Пожалуйста. (Гонг).

Приступаем к первому заданию. Поместите руки перед собой и переплетите пальцы. Посмотрите, какой из двух больших пальцев оказался сверху - правый или левый. Если сверху оказался правый палец, то это правый тип реакции, так и отметьте в своем листке. Если сверху левый палец, то тип реакции у вас левый. Итак, переплетите пальцы и в зависимости от того, какой из двух больших пальцев оказался сверху, отметьте в своем листке правый или левый тип реакции. Пожалуйста. (Гонг).

Приступаем ко второму заданию. Ваши глаза открыты. Сложите указательные пальцы рук перед глазами так, словно вы прицеливаетесь из ружья, при этом поймайте и зафиксируйте глазами точку, в которую вы стреляете (не закрывайте глаза). Итак, сложите пальцы рук в ствол ружья и прицельтесь в точку. Начали. (Гонг).

А сейчас закройте сначала один, а затем другой глаз. Посмотрите, в каком из этих двух случаев точка прицела сместится. Если точка сместилась при закрытом правом глазе, то тип вашей реакции - правый, если точка сместилась при закрытии левого глаза - тип реакции левый. Итак, пожалуйста, закрываем сначала один, а затем другой глаз и фиксируем, в каком случае точка прицеливания сместится. (Гонг).

Сейчас мы приступаем к третьему заданию. Это так называемая поза Наполеона. Скрестите руки на груди и посмотрите, какая рука оказалась сверху, правая или левая. Результат зафиксируйте. Итак, складываем руки на груди и смотрим, какая рука оказалась сверху. Пожалуйста. (Гонг).

Наконец, четвертое задание. Сначала мы попросим вас немного поапплодировать. Итак, все хлопаем в ладоши. (Гонг).

А сейчас обратите внимание, какая рука при апплодировании у вас оказывается сверху - правая или левая. Итак, смотрим, какая рука при хлопках в ладоши оказывается сверху и фиксируем этот результат на своем листке. Пожалуйста. (Гонг). Спасибо. Все задания проделаны. По количеству правых и левых типов реакции вы можете в первом приближении определить свой тип межполушарной асимметрии.

Первое задание позволяет судить об общем характере вашего психологического склада, является ли он логическим или эмоциональным.

Второе задание может говорить о таких чертах характера, как твердость и агрессивность.

Третье - указывать на склонность к простодушию или кокетству. Четвертое - на решительность или нерешительность характера. Полученные результаты можете обсудить с ведущим и друг с другом. Итак, обсуждение. (Гонг).

ПППП
1. Ориентация на общепринятое мнение (стереотипы), консервативный тип характера, наиболее стабильное (правильное) поведение.

ПППл
2. Неуверенный консерватизм, слабый темперамент. Нерешительность.

ППлП
3. Способность к кокетству, решительность, чувство юмора, актив- ность, энергичность, темпераментность, артистизм. При общении с ним необходимы юмор и решительность, так как этот сильный характер не воспринимает слабые типы.

ППлл
4. Редкий и самостоятельный тип характера. Кокетство, чувство юмора, мягкость, артистизм. Некоторое противоречие между нерешительностью и твердостью характера. Высокая контактность, но медленное привыкание.

ПлПП
5. Деловой тип характера, сочетающий аналитический склад и мягкость. Чаще встречается у женщин. Общепринятый тип "деловой женщины". Медленное привыкание, осторожность. Такие люди никогда не идут на конфликт "в лоб", у них преобладает расчет, терпимость, "вязкость", замедленность в развитии отношений, некоторая хододность.

ПлПл
6. Самый слабый тип характера, очень редок. Беззащитность и слабость. Подверженость различным влияниям. Встречается только у женщин.

ПллП
7. Склонность к новым впечатлениям и способность не создавать конфликты. Некоторое непостоянство, способность кокетничать в аналитической манере, особая мягкость. Эмоциональная медлительность, томность. Простота и редкая смелость в общении, способность переключаться на новый тип поведения. Чаще встречается у женщин.

Пллл
8. Непостоянный и независимый характер, основнвая черта - аналитичность. Встречается редко.

лППП
9. Часто встречающийся тип характера с очень хорошей адаптацией к разным условиям. Эмоциональность в сочетании с недостаточной настойчивостью, которая прежде всего проявляется в основных стратегических вопросах (брак, образование и т.п.). Высокая подверженность чужому влиянию. Легко контактирует со всеми остальными типами характера. У мужчин эмоциональность понижена, наблюдается склонность к флегматичности.

лППл
10. Слабая настойчивость, мягкость, уступчивость осторожному влиянию, наивность. Требует особо тщательного отношения к себе - тип "маленькой королевы".

лПлП
11. Самый сильный тип характера, трудно поддается убеждению. Способен проявлять настойчивость, но иногда она переходит в "зацикливание" на второстепенных целях. Сильная индивидуальность, энергичность, способность к преодолению трудностей. Некоторый консерватизм из-за недостаточного внимания к чужой точке зрения. Такие люди не любят инфантильности.

лПлл
12. Сильный и ненавязчивый характер. Практически не поддается убеждению. Основная черта - внутренняя агрессивность, прикрытая внешней мягкостью и эмоциональностью. Быстрое взаимодействие, но медленное взаимопонимание.

ллПП
13. Дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов.

ллПл
14. Основные черты: простодушие, мягкость, доверчивость. Это очень редкий тип (1% женщин, у мужчин практически не встречается).

лллП
15. Эмоциональность в сочетании с решительностью (основная черта), энергичность, некоторая разбросанность приводят к тому, что у подобных характеров возможны эмоциональные, быстро принимаемые, непродуманные решения. Поэтому в общении с ними важны дополнительные "тормозные механизмы".

лллл
16. Способность по-новому взглянуть на вещи (антиконсерватизм), наибольшая эмоциональность, индивидуальность, эгоизм, упрямство, защищенность, иногда переходящая в замкнутость. Способность "ослепительно" улыбаться.
Материал был взят с сайта  http://www.telegraf.ru/misc/psycho/welcome.htm

0

9

Самооценка ребенка

Что такое самооценка?

Это то, как человек оценивает себя, свои возможности, поступки. Мы постоянно сравниваем себя с другими, и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Адекватная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Неадекватная (заниженная или завышенная) деформирует внутренний мир, мешает гармоничному развитию.

Самооценка начинает развиваться уже в раннем детстве. Часто мы слышим: "Ты уже такой большой, а завязывать шнурки (есть кашу, читать, др.) так и не научился!" Родители не задумываются над тем, что именно из их оценок, в первую очередь, и складывается мнение ребенка о себе; это потом, в школьном возрасте, он научится сам оценивать свои возможности, успехи и неудачи. Именно в семье ребенок узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача.

Как проявляется уровень самооценки в поведении?

Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт - вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается.

При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: "Я - самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать". Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами.

Это, конечно, очень краткие описания. Но, может быть, кто-то из вас, дорогие родители, узнал своего ребенка?

Тест «ЛЕСЕНКА»

(тест «Десять ступенек»)

Хотите проверить, какая самооценка у вашего малыша? Это легко сделать с помощью теста "Лесенка". Его используют с 3-х лет.

Нарисуйте на листе бумаги или вырежьте лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке - чуть получше, на третьей еще лучше и так далее. А вот на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки. Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, поэтому можно его об этом переспросить. А теперь спросите, на какой ступеньке стоял бы он сам? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку. Вот вы и выполнили задание, остается сделать выводы.

• Если ребенок ставит себя на первую, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка.

• Если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, то средняя (адекватная).

• А если стоит на 8-й, 9-й, 10-й, то самооценка завышена.

Но для детей-дошколят завышенной считается самооценка, если малыш постоянно ставит себя на 10-ю ступеньку.

Что же делать, если самооценка Вашего ребенка неадекватна (сильно завышена или занижена)? Уровень самооценки может изменяться, особенно в дошкольном возрасте. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, реакция на успехи и неудачи - все это оказывает влияние на отношение малыша к себе. То есть, мы можем помочь ребенку сформировать адекватную самооценку.

http://www.solnet.ee/parents/p2_01.html

0

10

Методики
Психологическая готовность выпускников ПТУ к трудовой деятельности
Современные программы учебных профессиональных заведений составлены таким образом, чтобы как можно больше внимания можно было уделить теоретическим знаниям и практическим умениям в сфере выбранной профессии, которыми должны овладеть ученики по окончании обучения. С помощью этого ученик может усвоить внешние и внутренние средства деятельности. Но часто, когда молодой специалист начинает свою трудовую деятельность, перед ним возникают проблемы, к решению которых профессиональное учебное заведение за три-четыре года обучения не подготовило. При условиях введения в профессиональные учебные заведения должности практического психолога этот недостаток подготовки молодого специалиста можно устранить.
Человек - высочайшая ценность общества и главная производственная сила. Работа, в ее развитых формах, является деятельностью, опосредствованной не только объектом, предметом, средствами и орудиями работы, а и сознательным поведением человека, ориентированным на межличностные производственные отношения.
Вопросы, которые возникают перед молодым специалистом:
Готов ли я, молодой специалист, который имеет профессиональные знания и умения, использовать их в практической деятельности?
Как презентовать себя и свои профессиональные знания и умения работодателю?
Как организовать взаимоотношения с работодателем и другими рабочими?
Каким бы хотел видеть меня (каменщика-штукатура, маляра-реставратора, плиточника) работодатель?
Самостоятелен ли я в работе?
Каким бы я, мастер, хотел видеть работодателя-заказчика?
Как общаться, чтобы тебя поняли?
Как общаться, чтобы понять другого?
Как предусмотреть конечный результат деятельности?
Как достичь нужного результата?
Как реагировать на критику относительно выполненной работы?
Нужно ли творчество в моей сфере деятельности, в моей работе?
Признается ли и положительно оценивается работодателем-заказчиком творческая инициатива?
Как видим, основная проблема - недостаток знаний: по психологии трудовой деятельности, коммуникативной компетентности, личностной психологической готовности к трудовой деятельности.
Готовясь ко Всеукраинской конференции "Актуальные проблемы профессиональной ориентации в системе профильного и профессионально-технического образования", я поставила перед собой цель разработать практическое занятие, во время которого ученики ПТУЗ могли бы самостоятельно исследовать уровень развития своей психологической готовности к трудовой деятельности на примере профессии каменщик-штукатур, каменщик-реставратор, плиточник, которых готовят во львовском художественном лицее.
С целью более широкого и глубокого изучения состояния этого вопроса были разработаны анкеты: "Я и профессия" для учеников по означенным специальностям II-Ш курсов художественного лицея; "Ученики и их будущая профессия" - для преподавателей специальных дисциплин, мастеров производственного обучения, маляров-штукатуров, которые работают на предприятиях, связанных с отделочными, строительными и ремонтными роботами, заказчиков малярно-штукатурних и малярно-реставрационных работ.
По результатам обработки этих анкет:
составлены психологические портреты: а) мастера, которому можно доверить малярно-штукатурный, реставрационные, отделочные работы; б) мастера, которому нельзя доверить эти работы; в) заказчика работ;
определены причины, по которым можно наградить мастера или отказаться от его дальнейших услуг;
выявлены проблемные задачи, над которыми необходимо работать преподавателям специальных предметов, мастерам производственного обучения, психологу художественного училища: формирование художественного творчества и вкуса, профессионального восприятия цветов, всестороннего развития психологических качеств, которые помогают достичь успеха в выбранной профессии.
С помощью опросников ("Мой путь широкий", " Творец-Исполнитель" - модифицированные и апробированные из пособия "Психология и творчество" и пособия "Практическая психология для родителей" тест " Активность-Зависимость" ученики смогли проявить свой творческий, производственный потенциал, уровень психологической готовности к трудовой деятельности и сделать выводы относительно составления собственного плана самообразования, самосовершенствования мастерства в выбранной профессии. Задача-упражнение "Побели комнату" помогло понять ученикам уровень и качество собственного восприятия цветов, наличие художественного вкуса, творчества, умения работать в группе (бригаде).
Предлагаем просветительно-профориентационное занятие практического психолога с учениками II-III курсов львовского художественного лицея "Удачно избранная профессия - счастливая судьба" на примере профессии "каменщик-штукатур, каменщик-реставратор, плиточник". Алгоритм этого занятия можно удачно использовать в подготовке и проведении занятий с учениками, которые выбрали другие рабочие профессии.
Удачно избранная профессия - счастливая судьба
Цель: ознакомить учеников с составными психологического портрета мастера маляра-штукатура, маляра-реставратора, плиточника, работодателя-заказчика; причинами, по поводу которых можно отказаться от дальнейших услуг мастера или его наградить.
Выяснить, какие психологические черты помогают ученику стать мастером своего дела, какие еще нужно совершенствовать.
Развивать творчество, критическое отношение к выполненной работе, умению работать в группе (бригаде).
Формировать профессиональное восприятие цветов, художественный вкус, творчество, способности.
Ориентировочное время занятия: 90 мин.
Оборудование: на стенах комнаты (класса) развешенные таблички с выражениями философов, научных работников, литераторов о работе и профессии, мячик, пять четырехугольных столов для пяти подгрупп учеников, листы чистой бумаги на столах, простые карандаши, на столе психолога пять конвертов с наглядностью и отдельными задачами для каждой из подгрупп, пять схем рисунка комнаты (листы А3), пять пачек разноцветных карандашей (6 цветов).
Ход занятия
Стулья в комнате (классе) расположены по периметру. Ученики заходят у помещение и садятся. Психолог сообщает название занятия, его цель, выясняет мысли учеников по поводу актуальности темы, предлагает начать занятие и принять общие правила работы
Упражнения для учеников
Знакомство
Ученикам предлагается поочередно, передавая мячик, назвать свое имя и сказать название любой профессии, дела, которое бы начиналось на первую букву собственного имени. Например: Юра - юрист, Петр - почтальон, Мария - маляр и т.п. По окончании психолог предлагает ученикам поделиться на пять подгрупп. Ученики садятся за столом. Все первые образовывают первую "бригаду", все вторые - вторую и т.д. Психолог подходит к каждой бригаде с конвертами, в которых есть наглядный материал и задачи, и предлагает каждой группе выбрать себе конверт, достать из него название их импровизированной бригады. Предложенные названия бригад: "Профессиональные способности и знания", "Практические умения", "Творчество", "Хорошее выполнение заказа", "Положительные черты характера".
Презентуй название
Каждая бригада выбирает бригадира. Бригадиру предлагается, посоветовавшись со своей бригадой, продолжить предложение: "Моя бригада названа так (назвать название) потому, что при овладении профессией важно...".
Психолог показывает две таблички "Психологические признаки работы", "Путь к профессионализму" и обрабатывает вместе с учениками каждый пункт этих таблиц, строит заключения.
Составляющие успеха
Психолог предлагает каждой бригаде достать из конверта задачи и пакет с нарезанными полосками бумаги, на которых написаны соответствующие составляющие психологических портретов и успеха в работе. Потом просит прочитать все, что написано на полосках, и поделить на группы по признакам:
качество выполнения работы;
творчество;
человеческие черты.
Согласно своей задаче, бригадир или выбранный им член бригады, рассказывает всем, как они справились с задачей, о чем узнали, какие выводы сделали. Выводы зачитать.
- Каким хотел бы видеть мастера, чтобы доверить ему ремонт своего помещения, офиса, квартиры, дома, заказчик-работодатель?
- Какого мастера не пригласят к выполнению ремонтных или отделочных работ?
- Каким бы хотел мастер видеть заказчика-работодателя?
- За что заказчик-работодатель может уволить мастера, отказаться от его дальнейших услуг, не заплатить или принудить переработать заказ за счет мастера?
- За что заказчик-работодатель может наградить мастера?
Ученики выясняют составляющие профессионализма, успеха в работе. Выводы записывают. (Физкультурная минутка.)
Проверь себя
Психолог раздает бланки с опросниками "Мой путь широкий", " Творец-Исполнитель". Ученики работают (10-15 мин). Потом на каждый стол раздаются результаты и интерпретации. Каждому ученику предлагается сделать для себя самостоятельный вывод и записать на листы бумаги.
Я о себе знаю...
Из конверта достается перечень психологических черт, ученики выясняют для себя, какие именно личностные черты помогают им овладеть профессией и какие нужно еще развивать и совершенствовать. Каждый ученик делает для себя небольшие заметки, а бригадиры, каждый за свою бригаду, делает общий вывод. (По результатам анкет, ученикам сложнее дается восприятие цветов, критическое отношение к выполняемой работе, художественный вкус.) Психолог тактично подсказывает ученикам попробовать поработать над формированием именно этих черт.
Побели комнату
Ученикам раздается схематический рисунок комнаты (лист А3) и предлагается всей бригадой раскрасить ее стены. Задача усложняется тем, что есть всего шесть цветных карандашей, и каждая бригада имеет свою схему рисунка комнат - спальня, которая расположена окнами на юг, гостиная - на север, кабинет - на запад, детская комната - на восток, кухня - на север. По окончании каждая бригада защищает свою работу, другие бригады задают вопрос, оценивают. По необходимости дискутируют. При защите нужно указать, что помогало хорошо выполнить работу, что мешало, определяется роль бригадира в распределении работы и результате ее выполнение. Каждый ученик делает для себя небольшие выводы и записывает их.
План реализации
Ученикам предлагается пересмотреть заметки и на этой основе составить индивидуальный план своего становления в профессии. Посоветовавшись, составить из трех пунктов план целой бригады. Сделать выводы.
Результаты работы
Психолог предлагает, передавая мячик друг другу, каждому из учеников высказать свои чувства, которые возникают, когда заданная работа выполнена им на отлично.
В завершение занятия каждому из бригадиров предлагается снять со стены табличку с выражениями философов, научных работников, литераторов... о работе, профессиях и зачитать их вслух. Психолог подытоживает результативность занятия. Желает ученикам успеха на пути формирования профессионала-мастера.
Анкета "Ученики и их будущая профессия"
Профессии: каменщик-штукатур, каменщик-реставратор, плиточник.
I.В училище вы работаете, так как:
а) педагогика - ваше призвание;
б) нет другой работы.
Вообразите себе, что вы - заказчик ремонта квартиры. Каким вы видите идеального мастера, которому вы доверили бы ремонт своей квартиры?
За что вы можете уволить мастера и отказаться от его дальнейших услуг?
II. Много ли вы знаете своих выпускников, которые работают по специальности, которую получили в вашем училище? (ценят ли их за профессионализм, человеческие качества, хорошо ли они зарабатывают?)
Знаете ли вы рабочих-профессионалов, которые не получили специального профессионального образования?
Есть ли выпускники, которые никогда по окончании училища не работали по полученной специальности и кардинально изменили профессию?
Есть ли ученики, которые поступили в высшие учебные заведения? а) по специальности, которую получили в училище, или родственной с ней; б) по другим специальностям.
ІІІ.  По какому принципу принимаются ученики в ваше училище по профессиям: каменщик-штукатур, каменщик-реставратор, плиточник?
а) берем всех подряд;
б) по способностям.
Ощущаете ли ответственность за тех, кого и как учите?
а) да;
б) нет;
г) ваш вариант.
Бывает ли у вас чувство вины, что не все ваши ученики становятся квалифицированными мастерами?
а) да;
б) нет;
в) ваш вариант.
Пригласили ли бы вы своего ученика делать отделочные или ремонтные работы у себя дома?
а) да;
б) нет;
в) ваш вариант.
IV. Вообразите, что вы - хозяин частного предприятия. Кого вы взяли бы на работу?
а) выпускника училища, который имеет диплом и высокий квалификационный разряд, или рабочего-профессионала, который не имеет образования (без диплома);
б) рабочего-профессионала, который не имеет образования (без диплома), или дипломированного специалиста, но с низкой квалификацией.
V. Вообразите, что вы - директор государственного предприятия. Какой бы приоритетный выбор вы сделали?
а) выпускника училища, который имеет диплом и высокий квалификационный разряд, или рабочего-профессионала, который не имеет образования (без диплома);
б) рабочего-профессионала, который не имеет образования (без диплома), или дипломированного специалиста, но с низкой квалификацией.
VI.  Ваши критерии выявления квалификации рабочего.
а) наличие положительных оценок в дипломе по спецпредметам;
б) квалификационный разряд;
в) рекомендации тех, у кого этот человек уже работал;
г) устроите собственный конкурс.
По каким критериям вы будете делать авансы и награждать денежными премиями рабочего?
а) ваш вариант.
Благодарю за сотрудничество!
Анкета "Я и профессия"
(Для учеников I-II курсов художественного лицея)
Профессии: каменщик-штукатур, каменщик-реставратор, плиточник.
Нравится ли вам ваша будущая профессия?
а) очень;
б) нравится;
в) все равно;
г) не нравится.
Чем привлекло вас училище?
а) возможностью по окончании найти хорошо оплачиваемую работу;
б) интересом к этой работе;
в) модная профессия;
г) сюда было легче поступить, чем в другое училище, куда больше хотелось;
д) здесь учился друг, родственник;
ж) ваш вариант.
Кто заинтересовал вас поступить именно в это училище?
Что вы делали до поступления в училище для подготовки себя к выбранной профессии?
Какой предмет по спецтехнологиям вас больше интересует в училище и почему?
Какой предмет спецтехнологий знаете лучше всего и почему?
Как вы обогащаете свои знания о своей профессии?
а) чтением специальной литературы;
б) посещением всех уроков по теории профессии;
в) смотрю соответствующие телепередачи;
г) общаюсь с людьми, которые работают именно по этой профессии;
д) ваш вариант.
Как вы совершенствуете свои практические умения?
а) хожу, не пропуская ни одного, на производственные занятия;
б) наблюдаю за работой рабочих, которые работают именно по этой профессии;
в) сам в свободное время работаю в бригаде (каменщиков-штукатуров, каменщиков-реставраторов, плиточников);
г) ваш вариант.
Как вы в будущем планируете использовать свои профессиональные знания и умения?
а) для, дома, для семьи;
б) найти работу по профессии, которой учился, и работать;
в) поступить в вуз по специальности, выбранной в училище или родственной к ней;
г) "пересидеть" время обучения в училище и поменить профессию на другую;
д) свой вариант.
Готовила ли вас школа к выбору профессии, в частности, и к выбранной в училище?
а) да;
б) нет;
г) ваш вариант.
Ваша средняя оценка успешности по спец предметам.
Считаете ли вы, что в вашей работе:
а) нужна изобретательность и творчество;
б) главное - быть хорошим исполнителем.
Какие, по вашему мнению, личностные черты помогают вам овладеть вашей профессией?
а) образная память и воображение;
б) внимание, воля (настойчивость, ответственность, решительность);
в) хорошее восприятие цветов;
г) мышление, умственные способности (сообразительность, умение планировать работу, стремление к поиску нового, понимание своих возможностей);
д) художественный вкус;
є) терпение, аккуратность (опрятность);
є) самостоятельность, активность;
ж) понимание другого человека;
з) спокойное восприятие критики себя и своей работы.
Какие черты, по вашему мнению, вам нужно развить, чтобы стать специалистом?
а) образная память и воображение;
б) внимание, воля (настойчивость, ответственность, решительность);
в) хорошее восприятие цветов;
г) мышление, умственные способности (сообразительность, умение планировать работу, стремление поиска нового, понимание своих возможностей);
д) художественный вкус;
ж) терпение, аккуратность (опрятность);
з) самостоятельность, активность;
и) понимание другого человека;
к) спокойное восприятие критики себя и своей работы.
Есть ли в училище значащее для вас лицо (авторитетный человек), которое является примером для вас, чтобы стать мастером-профессионалом?
Опросник "Мой путь широкий"
(Для определения психологической готовности к трудовой деятельности)
Опросник поможет выпускникам учреждений профессионального образования определить свой уровень готовности к трудовой деятельности
Инструкция
Юный друг!
Внимательно прочитай каждое суждение. Если ты считаешь, что оно относительно тебя правильно (да) или приближено к нему (скорее да), поставь в соответствующей графе бланка (+). Соответственно, если суждение неправильное (нет) или приближено к нему (скорее нет), также в соответствующей графе бланка поставь (+). Отвечай быстро и искренне. Нет плохих или хороших ответов. Все предложенные суждения направлены помочь понять, готовые ли вы начать трудовую деятельность по выбранной специальности. Успеха!
Вариант ответа   Да, Скорее да, Скорее нет, Нет
1.Я думаю, что люди, с которыми я общаюсь, считают меня уверенным в себе человеком
2.Начиная работу, я привык анализировать условия, в которых мне необходимо будет работать
3.После выполнения любой работы я привык оценивать не только конечный результат, но и то, что получаю в процессе работы.
4.Я склонен отказаться от задуманного, если другим кажется, что я начал не так.
5.Даже при выполнении ответственной работы мне не нужен чей-то контроль
6.Я одинаково старательно выполняю как интересную работу, так и ту, которая меня не заинтересовала.
7.Для успешного выполнения ответственной работы я нуждаюсь в контроле со стороны
8.Как правило, мой рабочий день проходит бессистемно (нет распределения работы, времени, плана, четкого распорядка).
9.При наличии выбора я отдаю предпочтение работе менее ответственной, но и менее интересной.
10. По завершению любой работы я привык обязательно проверять, правильно ли я ее сделал.
11. Я обязательно возвращаюсь к начатому делу, даже тогда, когда меня никто не контролирует.
12.Сомнения в успехах нередко заставляют меня отказаться от дела.
13. Мне часто не хватает настойчивости для достижения цели.
14. Мои планы никогда не расходятся с моими возможностями.
15. Как правило, любые решения я принимаю, только посоветовавшись с кем-то.
16. Часто мне бывает тяжело заставить себя сосредоточиться на какой-то задаче или работе.
17. Когда я захвачен каким-то делом, мне бывает тяжело переключиться на выполнение другой.
18. Я склонен отказаться от работы, которая мне не удается.
Ключ
Да, скорее да: 1,5,11,14.
Нет, скорее нет: 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10 12 13 15,16,17,18.
Интерпретация результатов
От 0 до 3 баллов. Вы и сейчас сомневаетесь, правильно ли выбрали именно эту профессию и именно это учебное заведение. Вам тяжело бывает самому объективно оценивать результаты своей деятельности (находить ошибки, искать пути их исправления. Смело обращайтесь за помощью к друзьям, преподавателям, мастерам, квалифицированным рабочим и других значащих в твоей профессии лиц. Разрешите им временно брать на себя роль вашего контролера. Развивайте настойчивость и целеустремленность, а желание и воля вам в этом помогут. И вы найдете себя в своей деятельности! Успеха!
От 4 до 6 баллов. Вы не сомневаетесь в выборе именно этой профессии и именно этого учебного заведения. Успешно справляетесь с хорошо знакомой работой, стараетесь выполнять ее по возможности лучше. Уверенность в свои силы поможет вам так же хорошо выполнять работу со сложными и ответственными задачами. Доверяйте своим учителям, мастерам - они передадут вам свои знания и умения, которых пока что вам не хватает, чтобы самостоятельно разбираться и выполнять поставленные перед вами сложные задачи. Настойчивость и критичность, которые успешно у вас развиваются, помогут глубоко и правильно оценивать свои возможности. И вы обязательно станете специалистом своего дела! Успеха!
От 7 и больше баллов. Вы уверены, что выбрали именно эту профессию и именно это учебное заведение. У вас хорошо сформированы такие черты характера, как целеустремленность, собранность, самостоятельность, способность критически оценивать свою деятельность. Вы умеете находить лучшие меры по решению сложных задач. Уверенность в своих силах, ответственность за выполняемую работу, старание сделать ее очень хорошо развили у вас привычку анализировать причины неудач и успехов в работе, умение принимать правильное решение. Именно эти черты и формируют из вас квалифицированного специалиста, целиком готового к трудовой деятельности! Успеха!
Опросник "Определение уровня творческого подхода выпускника к трудовой деятельности"

Друзья! Если желаете узнать, есть ли у вас склонность к творческому подходу в профессиональной трудовой деятельности, тогда, пожалуйста, поработайте с предложенными суждениями. Выберите согласно вашим знаниям о себе один из вариантов ответов "А", "В" или "С". Успеха!№
                                                                   Суждение А В С
1 Меня все заинтересовывает с первого взгляда Да Нет Смотря на обстоятельства
2 У меня есть интересы, кроме основного занятия Да Нет Иногда
3 В свободное время я имею также серьезные дела (общественная работа, спорт, музыка и т.п.) Да Нет Время от времени
4 Я стараюсь как можно больше узнать о той области (дело, профессию, вид работы), которой занимаюсь Да Нет Иногда
5 Я всегда хочу знать больше о всем Да Нет Некоторые темы меня интересуют
6 Я с удовлетворением собираю разнообразные материалы и информацию Да Нет Иногда
7 Читать для меня... Необходимость Скука Удовлетворение
8 Когда я берусь за какое-то дело, то имею намерение довести ее до конца Да Нет Зависит от цели
9 Я всегда заканчиваю то, что начал Да Нет Иногда
10 Неудача меня сбивает с толку Нет Да Иногда это смешно
11 Неудача меня побуждает к раздумьям Да Нет Временами задумываюсь
12 Ради дела я готов отказаться от удовольствий Да Нет Время от времени
13 В профессии для меня важно... Возможность творчества Покой Приличная зарплата
14 Есть люди, которыми я восхищаюсь Да Нет Вызывают лишь интерес
15 Если будет возможность, я изменю профессию на более интересную Да Нет Все зависит от выигрыша
16 Ради новых знаний я охотно посещал бы специальные курсы Да Нет Нужно, чтобы меня заставляли
17 Я люблю встречи и дискуссии Очень Нет Умеренно
18 Я люблю коллективную работу Да Нет Могу приспособиться
19 Меня интересует, как человек мыслит Да Нет Если вынуждены
20 Меня интересует, как устроен прибор, которым я пользуюсь Да Нет Иногда
21 Я имею представление, как этот прибор можно усовершенствовать Да Нет Иногда
22 Считаю, что у меня умелые руки Да Нет Кое-что умею
23 Меня интересует логика в раздумьях Очень Не задумываюсь Отдаю предпочтение интересному
24 Размышляя, я могу отказаться от своих старых представлений Если уверен Никогда Это весьма тяжело
25 Здоровье дает возможность мне настойчиво работать Да Нет Умеренно
26 В общем, мне везет Да Нет Иногда
27 Моя память... Хорошая Плохая Посредственная
28 Меня привлекает непривычное Да Нет Если не касается моих интересов
29 Я убежден в ценности квалификации Да Нет Определенной мерой
30 Я выбрал профессию... По призванию Случайно Из практических соображений
31 Я люблю мечтать и фантазировать Да Нет Иногда
32 Не люблю одинокости Да Нет Немного
33 Люблю размышлять в одиночестве Да Нет Зависит от ситуации
34 Когда нужно, я умею абстрагироваться от хлопот Да Нет Не всегда успешно
Интерпретация результатов
Сосчитайте общее количество ответов в каждой колонке.
Если большинство ответов в колонке "А", то уверенно можно сказать, что вы одаренный, творческий человек. Вам по душе что-то выдумывать, фантазировать, изобретать. Это поможет вам в вашей трудовой деятельности решать задачи, которые требуют открытия каких-то закономерностей, черт, отношений, поиска новых методов работы, технологий, предусмотрение конечного результата начатой работы.
Если большинство ответов в колонке "В", то можно считать, что вы пока что равнодушны к творчеству, поэтому бываете безынициативным и пассивным во время выполнения рабочей задачи. Может, вы просто над этим еще не задумывались. Но убедительно можно сказать, что вы очень ответственный и хороший профессионал-исполнитель.
Если большинство ответов в колонке "С", то можно без сомнения сказать, что вы творческий человек, хотя сами об этом еще не догадываетесь. Вы способны критически обдумывать любые идеи, отказаться от старого и заскорузлого, видеть весь процесс и предмет своей работы со всеми его связями.

Дополнительная информация для психолога, который проводит исследование по опроснику
"Творец-Исполнитель"
Можно получить дополнительную информацию о таких чертах студента-выпускника:
Любопытство - суждения 1-7.
Настойчивость - суждения 8-12.
Честолюбие - суждения 13-18.
Изобретательность - суждения 19-24.
Сильные стороны - суждения 25-34.
Опросник "Творец-Исполнитель" (или "Ваши творческие возможности") взято из пособия "Психология и творчество" (авт. А.Лук) и модифицировано и апробировано практическим психологом Галиной Владимировной Павловой.
Опросник "Мой путь широкий" взят из пособия "Практическая психология для родителей" (авт. Л.Матвеева, И.Вибойщик, Д.Мякушкин), модифицирован и апробирован практическим психологом Галиной Владимировной Павловой.
Психологические признаки работы
Предусмотрение результата деятельности.
Осознание обязательности достижения заданного результата.
Владение внешними и внутренними средствами деятельности.
Понимание особенностей производственных отношений.
Личностные черты, которые нужно развить, чтобы овладеть профессией:
а) образная память и воображение;
б) внимание, воля (настойчивость, ответственность, решительность);
в) хорошее восприятие цветов;
г) мышление, умственные способности (сообразительность, умение планировать работу, стремление поиска нового, понимание своих возможностей);
д) художественный вкус;
ж) терпение, аккуратность (опрятность);
з) самостоятельность, активность;
и) понимание другого человека;
к) спокойное восприятие критики себя и своей работы.
Портрет мастера, которому можно доверить ремонтные работы (квартиры, офиса и т.п.)
Опрятный в работе.
Опрятный относительно себя.
Старательный.
Спокойный.
Порядочный.
Ответственный в работе.
Ответственный во взаимоотношениях между людьми.
Честный.
С опытом работы.
Уравновешенный.

0

11

Калинина Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. — СПб.: Речь, 2003. - 144 с.

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ИГРОВЫХ НАВЫКОВ

Ролевая игра является ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте. Другими словами, согласно теории видного отечественного психолога Д. Б. Эльконина, именно внутри ролевой игры происходит наиболее интенсивное развитие познавательной и личностной сферы ребенка. Исходя из этого, планируя образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении, нельзя упускать этот вид деятельности дошкольников.

Как показало наше исследование, дошкольники, имеющие развитые игровые навыки в соответствии со своим возрастом, имеют адекватный уровень развития произвольного внимания, логического мышления, речи, воображения, т. е. адекватный уровень познавательного развития, что является важной предпосылкой школьной готовности. В то же время не только наш опыт, но и исследования ведущих педагогов и психологов показывают, что ролевая игра постепенно уходит из жизни детей, ее развитие не достигает должного уровня. Одной из причин подобной тенденции, на наш взгляд, является тот факт, что раньше дошкольник обучался игре во дворе в разновозрастной компании, где старшие дети демонстрировали более сложные игровые навыки, тем самым спонтанно обучая младших. В настоящее же время в семье ребенок чаще растет один, во дворе гуляет под присмотром взрослого, таким образом он лишен возможности спонтанно перенимать опыт «старшего поколения» детей. Поэтому основная нагрузка по обучению дошкольников игре в этой ситуации ложится именно на воспитателей.

Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия, необходимо иметь представление о развивающем значении ролевой игры, о котором упоминалось выше, хорошо знать ее специфику, закономерности ее развития, уро­вень ее сформированности у своих воспитанников.

Для определения последнего — уровня сформированности игровых навыков у дошкольников — и была разработана предлагаемая вашему вниманию схема наблюдения. В нее включены основные параметры, определяющие развитие ролевой игры, в соответствии с концепцией Д. Б. Эльконина. Предлагаемая схема позволяет осуществить как качественный, так и количественный анализ уровня сформированности игровых навыков у дошкольников.

Итак, для изучения уровня сформированности игровых на­выков у дошкольников необходимо организовать ролевую игру в группе из 4—5 дошкольников одного возраста. Тема игры задается взрослым (воспитатель, психолог, зам. заведующей), который и осуществляет диагностическое наблюдение. Взрослый не вмешивается в процесс игры, оказывая минимальную помощь в случае необходимости. Тему игры можно выбирать любую, главное — чтобы в ней было достаточно ролей для всех детей. Наиболее оптимальными здесь могут быть такие игры, как «Путешествие», «День рождения у белочки (зайчика)» и др., не имеющие четко заданной ситуации и позволяющие включать в сюжет игры разные роли. Например, путешествуя, один из детей может заболеть и ему нужно будет обратиться к врачу. Или потребуется строить мост, чтобы перебраться через речку. Использование узкоспециализированных тематических игр, «Больница», «Строители» и т. д., нецелесообразно из-за жесткой заданности (иногда даже заученности) ролей (например, врач, медсестра, больной).

Начать игру можно примерно так: «Ребята, давайте мы с вами поиграем в день рождения. Кто из вас скажет, что это за праздник и как он обычно проходит? (ответы детей). А сейчас мы начинаем игру». В случае необходимости взрослый оказывает минимальную помощь в организации игрового процесса.

Наблюдение можно проводить и за игрой, возникшей спонтанно, по собственной инициативе детей.

Анализ игровой деятельности осуществляется по 7 крите­риям:

1.  распределение ролей,

2.  основное содержание игры,

3.  ролевое поведение,

4.  игровые действия,

5.  использование атрибутики и предметов-заместителей,

6.  использование ролевой речи,

7.  выполнение правил.

Каждый критерий оценивается по 4 уровням. При этом, несмотря на то что не существует жесткой зависимости между возрастом и уровнем развития игровой деятельности, представляется целесообразным установить следующие возраст­ные рамки для каждого уровня:

1 уровень — от 2,0 до 3,5 лет,

2 уровень — от 3,5 до 4,5 лет,

3 уровень — от 4,5 до 5,5 лет,

4 уровень — старше 5,5 лет,

Эти возрастные рамки позволяют как планировать работу с детьми того или иного возраста по формированию игровых навыков, так и отслеживать эффективность этой работы.

1) Распределение ролей

1  уровень — отсутствие распределения ролей; роль выполняет тот, кто «завладел» ключевым атрибутом (надел белый халат — врач, взял поварешку — повар).

2 уровень — распределение ролей под руководством взрослого, который задает наводящие вопросы: «Какие роли есть в игре? Кто будет играть роль Белочки? Кто хочет быть Лисичкой?» и т. д.

3 уровень — самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций (например, когда одну роль желают играть 2 и более чело­век). При наличии конфликта игровая группа либо распадается, либо дети обращаются за помощью к воспитателю.

4 уровень — самостоятельное распределение ролей, разрешение конфликтных ситуаций.

2) Основное содержание игры

1 уровень — действие с определенным предметом, направленное на другого («мама» кормит дочку-куклу, неважно, как и чем).

2 уровень — действие с предметом в соответствии с реальностью.

3  уровень — выполнение действий, определяемых ролью (если ребенок играет роль повара, то он не будет никого кормить).

4  уровень — выполнение действий, связанных с отношением к другим людям. Здесь важно, к примеру, не чем «мама» кормит ребенка, а «добрая» она или «строгая».

3) Ролевое поведение

1 уровень — роль определяется игровыми действиями, не называется.

2 уровень — роль называется, выполнение роли сводится к реализации действий.

3 уровень — роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка.

4 уровень — ролевое поведение наблюдается на всем протяжении игры.

4) Игровые действия

1 уровень — игра заключается в однообразном повторении 1-го игрового действия (например, кормление).

2 уровень — расширение спектра игровых действий (приготовление пищи, кормление, укладывание спать), игровые действия жестко фиксированы.

3 уровень — игровые действия многообразны, логичны.

4 уровень — игровые действия имеют четкую последовательность, разнообразны, динамичны в зави­симости от сюжета.

5)  Использование атрибутики и предметов-заместителей

1  уровень — использование   атрибутики   при   подсказке взрослого.

2 уровень — самостоятельное прямое использование атрибутики (игрушечная посуда, муляжи продук­тов, флакончики от лекарств и т. д.).

3 уровень — широкое использование атрибутивных предметов, в том числе в качестве заместителей (игру­шечная тарелка как прицеп к грузовику, кубики как продукты и т. д.); на предметное оформление игры уходит значительная часть времени.

4 уровень — использование многофункциональных предметов (лоскутки, бумага, палочки и т. д.) и при необходимости изготовление небольшого количества ключевых атрибутивных предме­тов. Предметное оформление игры занимает минимальное время (если, например, нет п­суды, могут быть использованы листы бумаги, ладошки или просто ее обозначение жестом).

6)  Использование ролевой речи

1 уровень — отсутствие ролевой речи, обращение к играющим по имени.

2 уровень — наличие ролевого обращения: обращение к играющим по названию роли («дочка», «боль­ной» и т. д.). Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свое имя.

3 уровень — наличие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение.

4 уровень — развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свою роль.

7) Выполнение правил

1 уровень — отсутствие правил.

2 уровень — правила явно не выделены, но в конфликтных ситуациях правила побеждают.

3 уровень — правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в эмоциональной ситуации.

4 уровень — соблюдение заранее оговоренных правил на всем протяжении игры.

Результаты наблюдения удобно представлять в сводную таблицу. Против фамилии каждого ребенка отмечается его возраст и уровень игровых навыков по каждому критерию, который он демонстрирует в игровой деятельности. При этом если уровень игровых навыков по тому или иному критерию соответствует возрастной норме, следует закрасить клеточку, например, в з­леный цвет, если опережает возрастную норму — в красный, если отстает — в синий. Цветовое обозначение существенно облегчает анализ результатов наблюдения, так как в одной группе чаще всего находятся дети разного возраста, соответственно имеющие различные нормы сформированности игровых навыков. В итоге можно получить таблицу, на которой наглядно представлена как общая картина сформированности игровых навыков в той или иной возрастной группе, так и результаты каждого ребенка. Это позволяет, с одной стороны, оценить ра­оту воспитателей по формированию игровых навыков, а с другой — воспитателю спланировать индивидуально направленную работу с детьми по их формированию.

Уровень сформированности игровых навыков

Группа_________________   Дата наблюдения____

Возраст детей от          до

Воспитатель

Фамилия, имя р­бенка

Возраст ребенка

Распределение ролей

Основ. содержание игры

Ролевое поведение

Игровые действия

Испол. атрибутики

Испол. рол. речи

0

12

Оценка психического развития ребенка в возрасте
от 1 года до 3 лет   http://golubevaelenav.narod.ru/psych_L/ranvozr.htm

0

13

Методика непрямой экспресс-диагностики уровня психического развития дошкольников (УПР) по наблюдениям родителей и/или воспитателей (3-7 лет)

http://golubevaelenav.narod.ru/psych_L/express.htm

0

14

Анкета на адптацию для учащихся ПТУ
http://depositfiles.com/files/ld6as7bdh

+1

15

Здравствуйте, пока знакомлюсь!

0

16

Здравствуйте рады знакомству

+1

17

Работаю с детьми среднего звена коррекционных классов 8 вида. Приму любые советы. Спасибо!

0

18

Привет, Людмила! Рады тебе! Сложная у тебя работа! Попробуем помочь, чем сможем!

0


Вы здесь » Психолог школы и ДОУ » Методические материалы » Диагностические материалы