Психолог школы и ДОУ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Психолог школы и ДОУ » Методические материалы » Методический сундучок психолога


Методический сундучок психолога

Сообщений 1 страница 16 из 16

1

Упражнения, игры, сценарии, коррекционные занятия - делимся опытом!

0

2

Интересные игры и упражнения:

Контакт.

Круг.
Водящий загадывает СЛОВО (МОЛОТОК).
Называет первую букву. Задача круга – отгадать это слово.
Один из круга про себя придумывает на эту букву слово (МОЛОКО) и говорит КОНТАКТ. Затем говорит косвенно, намёком, что имеет в виду, так, чтобы это слово не назвал (предугадал) водящий (ЭТО ТО, ЧТО ПЬЮТ ДЕТИ).

Другой – если понял о каком слове идёт речь, говорит ЕСТЬ КОНТАКТ. Оба считают до десяти и называют одновременно свои слова.
Если слова контактёров совпали, то водящий называет следующую букву, если не совпали, то не называет до тех пор, пока не будет названо одно слово.
Задача водящего до десяти назвать слово, которое имеется в виду, опередить КОНТАКТ.

___________________________________________________________________________________________
Рекорд.

Считаю людей.
1. Ставим рекорд: мяч перекинуть столько, сколько участников. Не уронив!! (считаю время)
...
2. А за меньшее время?!
Главное – тому, чей взгляд поймали.
...
3. Как перекинуть мяч за столько секунд, сколько человек? Как?
...
(Сами ищут! По кругу соседу)
...
4. Ещё рекорд: 25 человек делали за 5-7 секунд. Как?
...
(как надо: не в кругу, этажеркой ладони и раздвинуть, мяч вниз соседней этажерке...)
________________________________________________________________________________

Бег ассоциаций.

Один говорит два слова

Следующий - повторяет слова и говорит 3-е слово — ассоциацию, которое связало бы эти два. (Ночь + луна = собака) и т.д. Слова должны быть оригинальными и вызывать вопрос "почему?".

Следующий участник говорит два последних слова + свое 3-е — ассоциацию.

10-й повторяет всё сказанное.
_______________________________________________________________

Мафия.

Группа 12-16 чел. и больше.
Задача: найти мафию с наименьшими потерями.
Цель: развить умение понимать людей, "читать" их.

Ход игры:
Разносятся карточки (карты), на которых есть пометки:
М — мафия (3 карточки);
К — комиссар полиции;
пустая карточка — мирный житель.

Никто не должен смотреть карточки соседей, кроме своей (это могут быть свернутые листочки). Затем карточки собираются или прячутся участниками.
Ведущий объявляет, что все живут в маленьком городке и среди них есть мафия, которая стремится всех уничтожить. Цель мирных жителей: как можно скорее раскрыть участников заговора.

1. Все закрыли глаза. Ночь. Спать. Храпят все. И я.....

Мафия открывает глаза, знакомиться и намечает план действий (30 сек.) Кого убъют, показывают ведущему..... Определяются.... Без слов, мимикой и жестами спорят... Договорились! Показали. Мафия закрыла глаза....

2. Открыл глаза "доктор". "Доктор" без слов говорит ведущему, кого вылечивает: один раз показывает на кого-то почти наугад, взвешивает, кого могла бы замочить мафия. Доктор закрыл глаза....

3. Открыл глаза "комиссар". "Комиссар" без слов спрашивает у ведущего, кто мафия: один вопрос – один ответ. Честный....

4. Открыл глаза "маньяк". "Маньяк" мочит всех подряд: и мафию и мирных жителей. Без слов показывает ведущему, кого убъёт: один вопрос – один ответ. Честный....

5. Все открыли глаза и обсуждают, кто мафия.

6. Выбирают две кандидатуры предполагаемых "мафиози" — те могут в свое оправдание говорить "речи"... Подозревают, заставляют оправдываться.... Прямые вопросы: Ты –мафия?....

7. Голосованием решают, кого вывести из игры — кто мафия, и один участник из игры выбывает — дальше сидит с открытыми глазами, но говорить и участвовать в игре не имеет права.

8. Перед "смертью" этот участник говорит завещание — какой он был человек и кого он подозревает.
9. Игра продолжается: Наступает ночь — все спят — только мафия идет по городу и убивает мирных жителей (для этого "мафия" должна одновременно поднять палец вверх).

10. Ведущий перечисляет всех присутствующих по кругу и если мафия одновременно подняли палец на имени участника, то тот убит. Если мафия действует несогласованно и одновременно не голосует, то все остаются живы. Мафия имеет право голосовать только один раз.

11. Время маньяка, доктора, комиссара...

12. Настало утро, все проснулись, мафия действовала или согласованно убит мирный житель, или нет — тогда все живы. Идет снова обсуждение, кто же мафия, но выбирают только одного человека, так как второй "подозреваемый" идет по завещанию.

И все повторяется. Пока не выиграют или мафия, или мирные жители. Ведущий должен живо вести игру, "подливать масло в огонь", но иногда сдерживать страсти.
______________________________________________________________________________

Пронеси не уронив.

Инвентарь:
мячики-шарики (зубочистки, карандаши, ручки без стержней...).
Препятствия и маршрут - придумать заранее.

1) Парень и девушка друг напротив друга в ладони ставят карандаши. Другие парень и девушка с другого конца маршрута - тоже.
Задача – пронести не уронив карандаши быстрей другой команды. Не задеть пару из другой команды (штраф). Уронил – штраф.
2) Тренировка для команд и разбивка внутри команды на пары.
5-10 мин.
3) Старт.
...

Маршрут:
1) простой – оббежать стул (не задев).
2) сложный – пролезть под верёвкой (столом), забраться на стул... парту.

Техника:
Идти боком или задом (управлять голосом).

0

3

М. Корзун

Упражнения для психофизического тренинга

Бег в резинке. «Учащиеся разбиваются на пары. Каждая пара получает резинку (дается сшитая кольцом широкая бельевая резинка).
В каждой паре определите, кто Ведущий, а кто Ведомый. По ходу игры они будут меняться ролями. Ведущий и Ведомый надевают на себя резинку и расходятся друг от друга на то расстояние, на которое позволит натяжение резинки. По сигналу педагога начинается движение по комнате. Это может быть ходьба с разной скоростью и в разном темпе, бег, преодоление всяческих препятствий в виде столов и стульев, неожиданные повороты, остановки и др. Главное – сохранить резинку на теле (причем, придерживать ее во время движения руками нельзя). Она должна быть упруго натянута между участниками так, чтобы не спадать с их тел, но и не рваться из-за лишнего напряжения»;

Биологические часы. «Закройте глаза и сядьте поудобнее. Услышав хлопок, попытайтесь, пользуясь лишь внутренними ощущениями, определить длительность минуты. Тот, кто решит, что с момента хлопка уже прошло 60 секунд, встает.
В конце упражнения выясняем, кому удалось правильно определить длительность минуты». (Обычно, когда упражнение проводится в первый раз, таких участников бывает очень мало. В основном, все ошибаются в ту или иную сторону почти на 20 секунд).

Бык и ковбой. Двое участников становятся на расстоянии друг от друга (не менее 5 метров), один поворачивается спиной – это бык, второй берет в руки воображаемую веревку – это ковбой. По сигналу к началу ковбой должен накинуть воображаемую веревку на быка и подтянуть его к себе (бык, естественно, сопротивляется). Упражнение получится успешно, если участникам удастся синхронизировать свои действия, чтобы зрители "увидели" воображаемую веревку, натянутую между ними.

Включи воображение. Учащиеся озвучивают видеокассету, на которой записаны  фрагменты из передачи «Сам себе режиссер».

Войдите в роль -1. Учащимся предлагается, абстрагируясь от содержания, прочитать предлагаемый текст по выбору как:
1. сообщение государственного телевидения о важнейшем международном событии;
2. вечернюю сказку матери ребенку;
3. письмо, которое человек читает полушепотом;
4. завещание умершего дедушки;
Текст: «Итак, вы предоставлены самому себе, и это действительно то состояние, в котором должен находиться человек, очень серьезно относящийся ко всему этому; и поэтому вы больше не надеетесь, в смысле помощи, ни на кого и ни на что. Вы уже свободны, чтобы делать открытия. Когда есть свобода – существует энергия; когда есть свобода – не может произойти ничего неправильного. Свобода по сути своей отлична от мятежа. Когда есть свобода – не существует такого понятия, как поступать правильно или неправильно. Вы являетесь свободным и от того центра, который действует, поэтому нет страха. А ум, в котором нет страха, способен на великую любовь».

Войдите в роль -2. Прочитать предложенный текст шепотом; громко; с пулеметной скоростью; со скоростью улитки; как будто вы очень замерзли; как будто во рту у вас горячая картошка; как трехлетний ребенок; как инопланетянин.
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную –
Вынесет все, что господь ни пошлет!
Вынесет все – и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.

Волшебная палочка. Участники передают друг другу в определенном порядке (или по желанию хозяина палочки) ручку (или другой предмет) предлагая продолжить начатое ими предложение (словосочетание). Получающий палочку должен на пять счетов придумать продолжение и сам становится хозяином, задав задание следующему. Хозяин может позой загадывать профессию человека, жестом – действие и т. п.

Вопрос – ответ. Все стоят в кругу. Педагог держит в руках 4-6 различных предмета. «Всем знакомы эти предметы. Ручка, коробка спичек, ключи, монетка и т.п. Давайте представим, что мы впервые видим эти предметы. Но делать будем это по кругу особым способом. Я буду начинать, причем буду «знакомить» с моими предметами соседей справа и слева. Я начинаю с ключа. Передаю его соседу справа со словами: «Это ключ!» Он должен меня спросить: «Что?» Я повторяю: «Ключ». Мой партнер продолжает изображать удивление: «Что?». «Ключ!» – не сдаюсь я. Тогда мой партнер соглашается: «А, ключ». Он забирает себе ключ и передает его своему соседу, говоря точно тот же текст. И так, по кругу. Одновременно с этим, я передаю моему соседу слева другой предмет – монетку. Здесь разыгрывается тот же диалог». До этого момента упражнение выглядит очень простым. Проблемы возникают тогда, когда ведущий начинает вводить в круг дополнительные предметы, пуская их то слева, то справа, то, включая в игру игроков из середины цепочки. Возникает ситуация, когда игроки должны одновременно (не делая пауз) и принимать предмет с одной стороны, и отдавать другой предмет в противоположную сторону. Чтобы успешно преодолеть все сложности участникам предстоит проявить максимальную собранность и научиться переключать внимание с одного предмета на другой»;

Встать по пальцам. Ведущий оборачивается к группе спиной, показывает табличку с какой-либо цифрой (от 1 до 10), (можно просто какое-то количество пальцев), начинает отсчет (до трех или до пяти, затем резко поворачивается к группе. На момент поворота количество стоящих (или сидящих, лежащих и т. д.: как уговоритесь) должно быть равно числу написанному на табличке. Условием упражнения является полная бесшумность исполнения.

Встреча. «Начинаем свободное движение по комнате. Не смотрим на партнеров. Двигаемся, как бы погруженные в собственные мысли. Избегаем не только столкновений, но даже касаний. Движения легкие и свободные. Не снижая темпа, пробуем заполнить равномерно все части комнаты. Даже углы не оставляем пустыми.
Теперь встречаемся глазами с каждым, кто проходит рядом с нами. Секундная задержка – остановка на зрительный контакт – и вновь движение к следующей встрече. Приостановились – взгляд – движение.
Если до сих пор наш зрительный контакт с партнерами был чисто механической фиксацией, то теперь давайте наполним встречу эмоциями. Что выражает ваш взгляд при каждой новой встречи: радость, удивление, приветствие, безразличие и др.
Продолжаем движение и каждому, кто встретится нам на пути, пожимаем руку. Темп не снижается, поэтому вам придется быть достаточно расторопными, чтобы успеть здороваться и с теми, кто проходит справа от вас, и с теми, кто пробегает слева. Попытайтесь не пропустить ни одного человека, никого не оставить без приветствия. Ходить кругами совсем не обязательно: вся комната в нашем распоряжении. Импровизируем в выборе маршрута.
Теперь вместо рукопожатия касаемся каждого встречного той частью тела, которую называет педагог. «Локоть!» – значит, к локтю встречного прикладываем свой локоть и останавливаем бег, пока я не проверю, все ли нашли себе пару. «Плечо!» – значит, стоим плечом к плечу».

Гладим животное. Все учащиеся получают задания на листочках. Нужно изобразить, что они гладят животное или берут его на руки. Здесь должны главным образом работать руки, ладони. Предлагается «погладить» следующих животных:
Хомячка (изобразите, как он выскальзывает у вас из рук, бегает по плечу и т.д.)
Кошку
Змею (она опутывается вокруг вашей шеи)
Слона
Жирафа
Задача всей группы – угадать животное.

Групповая скульптура. Каждый учащийся одновременно и скульптор и глина. Он находит свое место в соответствии с общей атмосферой и содержанием композиции. Вся работа происходит в полном молчании. В центр комнаты выходит первый учащийся (это может быть любой желающий или назначенный ведущим человек) и принимает какую-то позу. Затем к нему пристраивается второй, третий пристраивается уже к общей для первых двух учащихся в композиции. Выполняя это упражнение, необходимо: 1) действовать в довольно быстром темпе, 2) следить, чтобы получающиеся композиции не были бессмысленной мозаикой изолированных друг от друга фигур. Вариант: «застывшая» скульптура может «ожить».

«Да» и «нет» не говорить. «Водящий» (сначала преподаватель) задает вопросы, ответы на которые не должны включать слов «да», «нет», «черный», «белый»; затем эти вопросы продолжает тот, кто употребил одно из этих слов. Вопросы задаются разным участникам группы вне какой-либо последовательности, чтобы табуированные слова, к которым впоследствии присоединятся «ну», «короче», «так сказать», «типа того», «конкретно», «это самое», стали сигналами «нельзя!» уже на сверхсознательном уровне. Так обеспечивается и чистота речи.

Десять масок. Каждую маску обязательно обсудите с группой. Обсудите в подробностях: как актер должен смотреть? Должен ли он моргать глазами? Должен ли он опускать глаза? Открывать ли рот? Поднимать ли брови? И т.д
1. Страх
2. Злость
3. Любовь (влюбленность)
4. Радость
5. Смирение
6. Раскаяние, угрызение совести
7. Плач
8. Стеснение, смущение
9. Раздумье, размышление
10. Презрение
11. Равнодушие
12. Боль
13. Сонливость
14. Прошение (вы кого-то о чем-то просите)
Чтобы лучше получалось изображать, к примеру, презрение, говорите про себя соответствующие слова (ты посмотри, на кого ты похож? да я тебя терпеть не могу, ты посмотри, что ты на себя одел? И не стыдно тебе, что от тебя так воняет? И т.п.). Может, это не совсем этично, зато помогает.

Десять секунд. «Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на мои разнообразные задания и выполнять их в кратчайший срок – в течение десяти секунд».
Развитию навыков собранности, сосредоточенности помогут, например, такие упражнения:
а) встаньте в строй по росту, в алфавитном порядке (по фамилиям, именам), по цвету волос (от самых светлых к самым темным);
б) назовите самый дальний и самый близкий объекты в поле вашего зрения;
в) перечислите в аудитории все предметы определенного цвета и оттенка; предметы, названия которых начинаются с одной буквы алфавита;
г) точно воспроизведите ряд движений, проделанных товарищем;
д) рассмотрите глаза товарищей, расскажите, какой они формы, цвета, каково их выражение, по памяти. Затем проверьте наблюдения, найдите тонкости, не замеченные с первого раза.

Зажимы по кругу. Учащиеся идут по кругу. По команде ведущего напрягают левую руку, левую ногу, правую руку, правую ногу, обе ноги, поясницу, все тело. Напряжение в каждом отдельном случае сначала должно быть слабым, потом постепенно нарастать до предела. В таком состоянии предельного напряжения учащиеся идут несколько секунд (15-20), потом по команде ведущего сбрасывают напряжение – полностью расслабляют напряженный участок тела.
После окончания этой части упражнения ведущий дает учащимся задание прислушаться к ощущениям своего тела, продолжая спокойно идти по кругу, вспомнить "обычное" для себя напряжение (свой обычный зажим). Постепенно напрягая тело в этом месте, довести зажим до предела, сбросить его через 15-20 секунд. Напрячь до предела любой другой участок тела, обращая внимание на то, что происходит с "обычным" зажимом. Повторить упражнение с собственными зажимами 3-5 раз. После окончания упражнения учащимся дается рекомендация индивидуально повторять его хотя бы 1-2 раза в день.

Зеркало. Учащиеся разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу. Один из играющих делает замедленные движения. Другой должен в точности копировать все движения напарника, быть его «зеркальным отражением». На первых порах проработки задания ведущий налагает некоторые ограничения на действия «оригинала»: 1) не делать сложных движений, т.е. не производить одновременно несколько движений, 2) не делать мимических движений; 3) выполнять движения в очень медленном темпе. Через некоторое время учащиеся меняются ролями.
В ходе выполнения упражнения учащиеся, работающие на "отражение", довольно быстро научаются чувствовать тело партнера и схватывать логику его движений. От раза к разу следить за "оригиналом" становится все легче и все чаще возникает ситуация предвосхищения и даже опережения его действий. Упражнение – очень хорошее средство для установления психологического контакта.

Импровизация со словами. Произнести предложение, в котором используется слово: глупец; сахар; папка; камера; запись; деньги; раковина; путешествие; жидкость; ключ; сетка; программа; тигр; реальность.

Инсценировка пословиц. Группам (по 3 – 5 человек) заранее дается задание инсценировать пословицу. Возможные пословицы: «Учи дитя, пока поперек лавки лежит, трудно будет, когда побежит», «Семь раз отмерь, один отрежь», «У семи нянек дитя без глазу», «Много знай, да мало бай! Много баить не подобает», «Каков строитель, такова и обитель» и др.

Кого же выбрать? (по А.А. Мурашову) Учащемуся дается задание представить, что он главный режиссер готовящегося спектакля, например, о жизни города в конце XX века. Он должен подобрать актеров на роли «нового русского», богемной дамы, первой леди страны, «знойной женщины – мечты поэта», прагматичной деловой дамы, прошедшей этапы «учительница – челночница – брокер – народный избранник – министр».
Почему выбраны именно эти актеры? Аргументация.

Конфликт. Показать  несколько пластических мизансцен (в статике), изображающих конфликтную ситуацию. Найти внутреннее оправдание каждой мизансцене тела. Дать название конфликтным   ситуациям.

Марионетки (Подвески). Учащимся предлагается представить себе, что они – куклы-марионетки, которые после выступления висят на гвоздиках в шкафу. «Представьте себе, что вас подвесил за руку, за палец, за шею, за ухо, за плечо и т.д. Ваше тело фиксировано в одной точке, все остальное – расслаблено, болтается». Упражнение выполняется в произвольном темпе, можно с закрытыми глазами. Ведущий следит за степенью расслабленности тела у учащихся.

Машина. «Первый участник выходит на площадку и начинает свое действие. Второй после секундного раздумья выходит на площадку и подстраивается к движению первого. Желательно, чтобы между действиями возникла какая-то взаимосвязь: причинно-следственная или эмоционально-действенная оценка происшедшего. Третий участник, оценив за короткую паузу, что происходит уже с действующими частями механизма, добавляет к существующему новое движение. Так же, как первые два участника, он продолжает возвращаться к избранному действию вновь и вновь, как заводная кукла. Так от участника к участнику работа «машины» становится все более и более многоуровневой. Возникают логические связи, и вся цепочка продолжает работать до тех пор, пока последний участник не подключится к упражнению. При этом участники могут произносить какие-то звуки.
Если «машина» работала ритмично, слаженно, бесперебойно, если была достигнута логическая согласованность действия каждого из партнеров с работой всего механизма, то мы можем увидеть целую развернутую сцену» и др.

Метафоры (по С.В. Гиппиус). Преподаватель произносит слово, например: «Гаснут...» Все учащиеся описывают, что они увидели на своем внутреннем экране (звезды, окна, силы, глаза...). Это упражнение совершенствует ассоциативное мышление и фантазию.

Музыкальная пауза. Исполнить песню «Во поле береза стояла» так, словно вы: африканские аборигены, индийские йоги, горцы Кавказа, оленеводы Чукотки.

Напряжение – расслабление. Учащимся предлагается встать прямо и сосредоточить внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд напряжение сбросить, руку расслабить. Проделать аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей.

Насос и надувная кукла. Учащиеся разбиваются на пары. Один – надувная кукла, из которой выпущен воздух, лежит совершенно расслаблено на полу. Другой – «накачивает» куклу воздухом с помощью насоса: ритмично наклоняясь вперед, произносит звук «с» на выдохе. Кукла постепенно наполняется воздухом, ее части распрямляются, выравниваются. Наконец кукла надута. Дальнейшее накачивание ее воздухом опасно – кукла напрягается, деревенеет, может лопнуть. Накачивание необходимо вовремя закончить. Это время окончания надувания учащийся с «насосом» определяет по состоянию напряжения тела куклы. После этого куклу «сдувают», вынимая из нее насос. Воздух постепенно выходит из куклы, она «опадает». Это прекрасное упражнение на расслабление-напряжение, а также на парное взаимодействие.

Не очень реальный предмет. Нужно постараться представить предметы, которых нет перед вами и которые носят странные названия: абракадабра, чашка с ручкой внутрь, веник из слоновой кости, дырдоска (окказионализм А. Неверова), ясь (В. Маяковский), головотяпарь, умоотвод (А. Герцен).

Образы идей. Несколько абстрактных понятий, внутренний образ которых предлагается создать и описать: красота, порядок, энергия, мир, гармония, общение.

Огонь – лед. Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Учащиеся выполняют упражнение стоя в кругу. По команде ведущего «Огонь» учащиеся начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбираются каждым учащимся произвольно. По команде «Лед» учащиеся застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело. Ведущий несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.

Оправдание позы. Учащиеся ходят по кругу. По хлопку ведущего  каждый должен бросить свое тело в неожиданную для себя позу. Для каждой позы должно быть подобрано объяснение. «Представьте себе, что вы совершали какое-то осмысленное действие…  По команде «Отомри» продолжайте это действие. Мы должны понять, что вы делаете. Постарайтесь не придумывать банальных оправданий, которыми можно объяснить любую позу. Ищите действия, соответствующие именно тому положению вашего тела, в котором вы замерли, только ему и никакому другому».

Оркестр. Ведущий распределяет между участниками партии различных инструментов, состоящие из хлопков, топанья, и всех возможных звуковых эффектов. Задачей участников является ритмически исполнить какое-либо известное музыкальное произведение (или сочиненную на месте ритмическую партитуру) под руководством дирижера, управляющего громкостью общего звучания и вводящего и убирающего отдельные партии. Пулеметная очередь. Участники садятся в круг и ведущий тремя хлопками задает темп пулеметной очереди (поначалу медленный). Участники по очереди, точно соблюдая темп, хлопают, постепенно (очень медленно) ускоряясь, до скорости пулеметной очереди (хлопки почти сливаются), а, дойдя до максимума скорости, начинают также медленно ее снижать.

Осел. «Встаньте, пожалуйста, в широкий круг! Я буду ведущим. Я хлопаю в ладоши и указываю на человека, стоящего в кругу, называя одновременно его имя. Он, не тратя ни секунды, хлопает в ладоши, указывает на меня или любого другого игрока в кругу и произносит его имя. Смысл заключается в том, чтобы (при очень высоком темпе игры) не забыть порядок действий: хлопок – указание на игрока – название его имени. Важно не забыть и не перепутать имена игроков. Любая потеря темпа, замороженное «включение» в игру, ошибка в имени приводят к поражению. Упражнение продолжается до последнего участника»;

Отгадай, где я. Упражнение заключается в том, что один участник пытается своим психофизическим состоянием передать окружающим, где он находится (хоккейный матч, зоопарк, смотрит захватывающий фильм и т.д.), но при этом нельзя воспроизводить никаких звуков.

Ощущения. – Посидеть на стуле так, как сидит царь на троне; пчела на цветке; побитая собака; наказанный ребенок; бабочка, которая сейчас взлетит; наездник на лошади; космонавт в скафандре.
- Пройтись, как ходит младенец, который только что начал ходить; старый человек; гордец; артист балета.
- Улыбнуться, как улыбается очень вежливый японец, Жан Поль Бельмондо, собака своему хозяину, кот на солнышке, мать младенцу, ребенок матери.
- Нахмуриться, как хмурится ребенок, у которого отняли игрушку; как человек, желающий скрыть смех.

Перевоплощение в амёб, в насекомых, в рыб, в животных, …
Если учащийся  показывает просто кота, например, тогда к нему возникают вопросы: А сколько ему лет? Он приблудный, или есть папа, мама? Какие у него привычки?

Передача позы. Участники становятся в шеренгу. Первый придумывает какую-либо сложную позу (остальные не видят какую) и по сигналу ведущего «передает» ее второму (тот за 10-15 секунд должен максимально точно запомнить ее). По следующему сигналу ведущего, первый «снимает», а второй «принимает» эту позу, Далее происходит передача позы от второго к третьему участнику и т. д. Задачей является максимально точная передача позы от первого до последнего исполнителя. Если участников достаточно, лучше разбиться на две команды и «передавать» одну, заданную ведущим позу – кто точнее.

Перекат напряжения. Напрячь до предела правую руку. Постепенно расслабляя ее, полностью перевести напряжение на левую руку. Затем, постепенно расслабляя ее, полностью перевести напряжение на левую ногу, правую ногу, поясницу и т.д.

Переключение внимания-1. «Одновременность» внимания к нескольким объектам только кажущаяся, а на самом деле в психической деятельности человека происходит очень быстрое переключение внимания с одного объекта на другой. Это-то и создает иллюзию «одновременности» и непрерывности внимания к нескольким объектам. Многие совершаемые действия человек выполняет механически. Внимание тоже может стать механическим, автоматическим.
а) Студенту дается коробок спичек. Считая спички, он должен одновременно рассказывать сказку или сюжет кинофильма.
б) Педагог раздает присутствующим порядковые номера и предлагает каждому мысленно читать какое-нибудь стихотворение. Спустя 2 – 3 секунды после начала упражнения педагог называет какой-нибудь номер. Студент с этим номером должен встать и продолжить читать вслух, пока не будет назван следующий номер. Предыдущий продолжает читать стихи мысленно.

Переключение внимания-2.
Упражнение на переключение внимания протекает в такой последовательности:
1. Зрительное внимание: объект далеко (например, дверь).
2. Слуховое внимание: объект близко (комната).
3. Зрительное внимание: новый объект, находящийся далеко (улица в окне).
4. Осязательное внимание (объект — ткань собственного костюма).
5. Слуховое внимание: объект далеко (звуки улицы).
6. Зрительное внимание: объект близко (карандаш).
7. Обонятельное внимание (запах в аудитории).
8. Внутреннее внимание (тема — папироса).
9. Зрительное внимание: объект близко (пуговица на своем костюме).
10. Осязательное внимание (объект — поверхность стула).

Печатная машинка. Учащиеся распределяют между собой алфавит (каждому достается несколько букв) и являются теми клавишами печатной машинки, какие буквы им достались. Удар по нужной клавише – это хлопок нужного человека (кому она досталась). Кто-либо предлагает напечатать какую-нибудь фразу, и участники «печатают», хлопая в нужный момент с равными между «буквами» промежутками. Пробел обозначается общим хлопком всей группы, точка – общими двумя хлопками.

Пластилиновые куклы. «В ходе этюда вам предстоит превратиться в пластилиновую куклу. В упражнении три этапа. По моему первому хлопку вы становитесь пластилиновой куклой, которая хранилась в холодном месте. Понятно, что материал утратил свою пластичность, он тверд, жесток. Второй хлопок педагога знаменует собой начало работы с куклами. Я буду менять их позы, но не забудьте, что застывшая форма осложнит мою задачу, и я должен буду почувствовать определенное сопротивление материала. Третий хлопок – начало последнего этапа упражнения. Представьте себе, что в комнате, где находятся наши пластилиновые куклы, одновременно включили все обогревательные приборы. Куклы начинают размягчаться. Это процесс, а не мгновенная реакция. В первую очередь оплывают от тепла те части кукольного тела, где пластилина меньше (пальцы рук, руки, шея), затем размякают ноги. И в итоге кукла «стекает» на пол и превращается в горку, бесформенную массу.
Размягчение кукол до состояния полной утраты формы – абсолютное мышечное освобождение»;

Повторяй за мной. Ведущий отбивает в ладоши ритмические фразы, и все участники повторяют за ним. На примерах разбирается отличие ритма постоянного от переменного, добивается слаженности в действиях группы. Каждый хлопок должен звучать, как один удар, а не размазываться на хлопки ладоней отдельных участников.

Поза. Ведущий предлагает учащимся выбрать фразу и произнести ее. Ведущий изменяет положение тела учащегося, его позу, прося произносить эту фразу в каждой из поз. Интонации должны быть подсказаны позой или движением и находиться в гармонии с ними.

Попугай в клетке. Итак, нужно сделать следующее:• Подойти к клетке (все предметы воображаемые, в том числе и попугай)• Ощупать ее руками• Взять и переставить на другое место• Подразнить попугая• Найти дверцу и открыть ее• Насыпать зернышек в ладонь и покормить птицу• Погладить попугая (после этого он вас должен укусить)• Одернуть руку• Закрыть побыстрее клетку• Помахать угрожающе пальцем• Переставить клетку в другое место

Последствия. Учащимся предлагается ответить на ряд парадоксальных вопросов.
Например:
Что произойдет, если человек при желании сможет становиться невидимым?
Если можно будет читать чужие мысли?
Если люди смогут жить под водой?
Если земляне узнают о действительном существовании инопланетян?
Если высохнут все реки, озера, моря?

Потянулись – сломались. Исходное положение – стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать. Ведущий: «Тянемся, тянемся вверх, выше, выше… Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на полу)… А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени, упали на пол… Лежим расслабленно, безвольно, удобно… Прислушайтесь к себе. Осталось ли где напряжение? Сбросили его!» Во время выполнения упражнения ведущий должен обратить внимание учащихся на два следующих момента: показать разницу между выполнением команды «опустите кисти» и «сломались в кистях» (расслабление кистей достигается только во втором случае); 2) когда учащиеся лежат на полу, ведущий должен обойти каждого из них и проверить, полностью ли расслаблено его тело, указать места зажимов.

Правда – неправда. Преподаватель неожиданно задает вопросы, на которые учащиеся должны без раздумывания дать немедленные ответы или как-то отреагировать.
- Как здоровье Андрея Петровича? А вы откуда знаете?
- Когда вы вернете мне книгу?
- Вы отдаете себе отчет в том, чем это может кончиться?
- Вы что, плохо себя чувствуете?
- Может ли мне нравиться то, что вы говорите и делаете на уроках?
- Как вам сегодняшняя погода?
- Куда вы дели ваше обручальное кольцо?
- Что случилось с вашей собакой?
- Где ваша замечательная улыбка?

Предмет по кругу. Группа рассаживается или становится в полукруг. Ведущий показывает учащимся предмет (палку, линейку, банку, книгу, мяч, любой попавшийся в поле зрения предмет) учащиеся должны передавать друг другу по кругу этот предмет, наполняя его новым содержанием и обыгрывая это содержание. Например, кто-то решает обыграть линейку как скрипку. Он передает ее следующему человеку именно как скрипку, не произнося при этом ни слова. А тот именно к скрипку ее принимает. Этюд со скрипкой окончен. Теперь второй учащийся обыгрывает эту же линейку, например как ружье или кисть и т.д. Важно, чтобы учащиеся не просто делали какие-то жесты или формальные манипуляции с предметом, а передавали свое отношение к нему. Это упражнение хорошо развивает воображение. Чтобы обыграть линейку как скрипку, нужно, прежде всего, увидеть эту скрипку. И чем менее похож новый, «увиденный» предмет на предложенный, тем лучше учащийся справился с заданием. Кроме того, это упражнение – на взаимодействие, ведь человек должен не только сам увидеть новый предмет, но и заставить других увидеть и принять его в новом качестве.

0

4

Несколько интересных упражнения для дошкольников

Развитие ребенка происходит через игру. Так давайте поиграем!!!
Упражнения с дошкольниками

   1. «Ласковое имя» воспитатель спрашивает имя ребенка, затем просит всех детей сказать его ласково.
   2. «Тихий час для мышат». Воспитатель предлагает превратиться в мышат. Показать, как они откусывают кусочек сыра - обедают. Гладят животики – наелись. Показывают сонным писком, что хотят спать. Затем дети укладываются на коврик «Спать». Музыка для релаксации.
   3. «Раз, два, три, зайцы - замри». По команде воспитателя дети замирают в позах, которые он показывает: зайцы, петушки, котята. Воспитатель может спросить детей, не боятся ли они превратиться в волка, медведя и т.д.
   4. «Лисичка веселая - грустная». Воспитатель просит теперь всех детей превратиться в лисичек, а затем показать веселых лисичек, когда они играют. После этого грустных лисичек, скучающих по маме. И, наконец, снова веселых лисичек, когда им купили новую игрушку.
   5. «Кто как веселится». Воспитатель говорит о том, что дети, когда веселятся –хохочут, собаки – весело лают, а котята – весело мяучат. Затем дети хором показывают, как весело лают собаки, мяучат котята, чирикают воробьи.
   6. «Превратись в пластилин». Воспитатель выбирает одного ребенка, предлагает представить, что он кусочек пластилина и из него можно что-либо вылепить. Но сначала пластилин надо размять. Воспитатель разминает, растирает ребенка и «лепит» из него какое-то животное. Остальные угадывают.
   7. «Хорошие ушки – красивые глазки» Воспитатель предлагает показать, где у них находятся хорошие ушки, красивые глазки, быстрые ножки. Затем погладить себя со словами «хороший мальчик/ девочка»
   8. «Покажи чувства руками». Дети, ориентируясь на образец ведущего, показывают, как их руки прыгают по столы (радуются),   толкают, кусают друг друга (злятся), сжимаются в кулачки и дрожат (боятся).
   9. «Листочек падает». Воспитатель поднимает в метре от стола лист бумаги, затем отпускает его и обращает внимание детей на то, как плавно тот спускается вниз и ложится на стол. Затем просит детей превратить свои руки в листы бумаги – дети поднимают руки вверх. Воспитатель опускает лист, он опускается на стол. Детям нужно отпустить руки на стол плавно, в одно время с листом бумаги. Повторить несколько раз.
  10. «Походи как…» дети встают и ходят по кругу как зайчики радостные, испуганные, злые, затем как медведи злые, испуганные, радостные.
  11. «Карандашик - кисточка» в показывает детям, как изображать карандашик – напряженная, вытянутая вперед рука. А кисточка – мягкая изогнутая рука. По сигналу «Карандашик!» - дети напрягаются, «Кисточка!» - расслабляются. Через некоторое время можно включить вторую руку.
  12. «Вот так» Воспитатель рассказывает историю, сопровождая ее действиями (дети повторяют действия ведущего).
  13. «Поехали». Воспитатель предлагает ребятам отправиться в путешествие: на поезде, самолете, пароходе, велосипеде, пешком. Все вместе дети показывают и озвучивают самолет и т.д.
  14. «Пальцы - мышки». Дети превращают свои пальцы в мышек и тихонько бегают ими по столу, потом по своей коленке, по коленке соседа.
  15. «Повторяй за мной». Детям предлагается, повторять за воспитателем, показать и погладить свои ножки, ручки, щечки, пальчики.
  16. «Мы - солдаты». Воспитатель просит ребят представить, что они солдаты, и им нужно четко выполнять команды. По команде «по коням» - громко топать, «в разведку» - шептать тссс, «в атаку» - кричать «Ура!», за пулеметы – хлопать.
  17. «Ладошка». Вместе с воспитатель дети превращают свои ладошки в шарики (мягкая, округлая), солнышко (пальчики в стороны), дождик (пальцы расслаблены), флажок (пальцы напряжены, сжаты вместе).
  18. Инсценировать сказки, стихи. Придумывать вместе с детьми сказки и сценки.

http://psygorodok.org.ua/node/71

0

5

Упражнения в арт-терапии

Ткаченко Наталья – психолог, арт-терапевт

Процедурные аспекты терапии искусством зависят от профессиональной подготовки руководителя и функций группы. Руководителю следует обеспечить участников необходимым материалом. Его основная функция – создать необходимые условия для самораскрытия участников и их свободного самовыражения в творческом процессе.
Участники получают инструкцию полностью отдаться своим чувствам и не заботиться о художественности своих творений. Помещение должно обеспечивать место для движений и шумных игр.

Условия (по вертикали от сессии к сессии, по горизонтали — на каждой сессии):
• Доверие (открытость, знакомство с группой, интерес к себе и другим).
• Концентрация (привлечение внимания к другим и себе, концентрация на чувствах, эмоциях).
• Сотрудничество (открытость взаимодействию, обмен опытом).
• Креативность.
• Сам процесс спонтанного творчества.

Сессия

В структуре арт-терапевтического занятия выделяются две основные части. Одна — невербальная, творческая, неструктурированная. Основное средство самовыражения — изобразительная деятельность (рисунок, живопись). Используются разнообразные механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации (70% сессии)

Другая часть — вербальная, апперцептивная и формально более структурированная. Она предполагает словесное обсуждение проделанной работы и её результатов, обратную связь от участников и ведущего по поводу и возникших впечатлений, ассоциаций от восприятия нарисованного (созданного) и всего процесса работы. (30% сессии)
Упражнения для арт-терапевтической сессии стоит подбирать с учётом её оптимальной структуры, которая включает несколько этапов:

1. Настрой (разминка, включение в работу, граница, оформляющая её начало);
2. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущении;
3. Индивидуальная изобразительная деятельность;
4. Вербализация (коммуникация);
5. Коллективная работа; в парах; малых группах(театрализация, ритуальная драматизация);
6. Рефлексивный анализ

Упражнения для знакомства.

Этими упражнениями начинается работа новой группы, а также новая сессия. Наряду с определением целей работы участников, знакомство является обязательным условием успешной групповой работы, позволяет установить доверительные отношения между её членами, снять напряжение, включиться в работу и настроиться на творческий процесс, рефлексию.

1. Рисунок себя

Задача этого упражнения - представить себя группе, не прибегая к словам. Это может быть:
- иллюстрация вашего образа жизни;
- ваши ценности и интересы;
- ваше мироощущение;
- метафора, отражающая вас в целом.

2. Интервью-презентация

Упражнение выполняется в парах, тройках, малых группах. Инструкция: попросите партнёра рассказать о его жизни, интересах, планах и т.д., а затем изобразите на рисунке то, что он Вам рассказал. Обсуждение, обратная связь группы.

3. Первые впечатления

Расслабьтесь и посмотрите на партнера. На общем листе бумаги изобразите поочередно любые элементы внешнего облика партнера, на которых останавливается Ваш взгляд, не отрывая карандаша от бумаги. Обсудите созданные рисунки. Варианты: поочередно рисуя в абстрактной манере, постарайтесь передать свои первые мысли и впечатления, связанные с партнером, передайте свои впечатления, связанные с партнером, используя один цвет и одну форму нарисуйте, каким Вы представляетесь партнеру, нарисуйте портреты друг друга, а под ними запишите свои впечатления друг о друге.

http://psy-creation.pp.net.ua/publ/1-1-0-4

0

6

Упражнения арт-терапии. Часть 2

    psy-creation.pp.net.ua

Упражнения для индивидуальной работы

1. Рисунок состояния
Цель: Этим упражнением целесообразно начинать занятия в группах терапии искусством. Оно стимулирует творчество и осознание чувств, помогает членам группы лучше познакомиться друг с другом. Также оно может служить диагностическим материалом, а также использоваться в конце сессии для анализа изменений.

Материалы: Бумага, цветные карандаши, мел, краски.

Инструкция для участников: Каждый член группы имеет в своем распоряжении много бумаги и краски, цветные карандаши, мелки. Используйте одну-две минуты, чтоб осознать ощущения и чувства, которые возникают в этот момент. Забудьте об искусстве и не старайтесь быть художником. Возьмите карандаш и начните наносить какие-нибудь штрихи на бумагу. Рисуйте цветные линии и формы, говорящие о том, как вы себя чувствуете. Попытайтесь символически выразить свое состояние в данный момент. Не заставляйте себя рисовать что-то определенное и высокохудожественное. Рисуйте то, что приходит в голову. Когда все члены группы закончат задание, группа может поделиться впечатлениями о каждом рисунке, никак его не оценивая.

В качестве варианта испробуйте другие материалы, например, глину. В любом случае доверяйте своим внутренним ощущениям и старайтесь в своей работе обнаружить информацию для себя.

2. Коллаж
Цель: раскрытие потенциальных возможностей человека, предполагает большую степень свободы, является эффективным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. Кроме того, при изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием у участников художественных способностей, эта техника позволяет каждому получить успешный результат. Коллажирование позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания.
Эффективным является включение в коллаж рисунков, личных фотографий участников, авторами которых они являются, либо на которых они запечатлены, а также использование коллажа в перфомансе и инсталляции.

Тема для создания коллажа может быть разной в зависимости от потребностей группы («Мужчина и женщина», «тело», «я», «прошлое-настоящее-будущее» и мн. др.)

Материалом для коллажа могут служить глянцевые журналы, разнообразные изображения, фотографии, природные материалы, предметы, изготовленные или преобразованные его создателями.

Инструкция: вырежьте из журналов фигуры людей, животных и пр., а затем оформите их в композицию. С элементами можно делать всё, что угодно, можно дополнить работу надписями, комментариями, закрасить и декорировать пустоты, быть конкретным или абстрактным.

Анализ коллажа: расположение элементов на листе, размер элементов, их расположение относительно других элементов, основания выбора того или иного элемента, элементы пристраиваются друг к другу, дополняют общую идею коллажа, прослеживается общий сюжет;

3. Упражнение «Могу позволить себе играть как ребенок...»

Нарисовать «нерабочей» рукой самую любимую игру (или занятие) своего детства и придумать к рисунку название.
Для работы лучше брать мягкие изобразительные материалы (гуашь, мелки, акварель и т.п.), листы бумаги большого формата (А3 и больше).
Понятно, что при рисовании левой рукой «правша» как бы раздвигает границы умений, открывает в себе новые чувства, становится более спонтанным. При этом высока вероятность проявления сильных переживаний, детских страхов, и наоборот, появления ярких творческих образов.
Важно обсудить, почему именно эта детская игра возникла в воображении? Как чувствовал себя человек, работая над образами? Что чувствует сейчас?

5. Работа с глиной
Используйте глину для выражения актуальных в данный момент переживаний. Это может быть: тактильное освоение глины, сжимание, разглаживание, разрывание, формообразование, бросание и пр. Варианты работы:
- Создайте скульптурное изображение, закрыв глаза;
- Создайте отпечатки различных предметов в глине;
- Изготовьте из глины фигурки для тематической групповой композиции;
- Изготовьте различные сосуды из глины;
- Создайте, а затем разрисуйте фигуры из глины;
- Создайте глиняные слепки различных предметов и поверхностей, частей тела;
- Создайте плоскую глиняную маску, раскатав глину валиком, оформите поверхность отпечатками различных текстур (если есть возможность обжига, эту маску потом можно раскрасить);
- Создайте глиняный амулет или оберег.

Работа с эффектами

Целью данной работы всегда является углублённое самопознание, освоение новых видов деятельности и способов поведения в неизвестной ситуации. Все эти упражнения актуализируют сильные переживания, чувства, фантазии и страхи. В них нет чёткой тематической обусловленности. Применимы они на рабочей стадии группы в условиях сформировавшейся атмосферы доверия и принятия. Эти техники относятся к техникам работы с глубинным бессознательным и используются в контексте аналитической и экзистенциальной арт-терапии.

1. Взаимодействие с бумагой

Используя бумагу, создайте объёмную композицию или скульптуру. Можно пользоваться ножницами, клеем, скотчем и пр. Варьировать это задание можно как тематически, так и инструментально, например:

- передавайте по кругу лист бумаги и пусть участники делают с ним всё, что захочется (мять, рвать, вырезать, склеивать и пр.);

- создайте или вырежьте фигурки из бумаги и обыграйте рассказ, историю;

- используйте для создания композиции туалетную бумагу;

- используйте для создания композиции обёрточную бумагу, картон (гафрированный, цветной и пр.), пакеты, коробки, обёртки от конфет и пр.

- используйте для создания объёмной композиции газеты, журналы.

2. Рисунок на мятой бумаге

Используйте в качестве основы для рисунка мятую бумагу. Предварительно изомните её хорошенько и настройтесь на работу. Рисовать при этом можно красками или карандашами (мелом), можно оборвать края рисунка, оформив его в виде овала, круга и т.д.

3. Рисование на мокрой бумаге

Намочите лист бумаги и нанесите с помощью акварели (либо порошка) рисунок, можно использовать распылитель. Следует поэкспериментировать с цветами, наблюдать как они смешиваются, растекаются и замечать какие чувства возникают при этом. Потом можно попробовать трансформировать узоры в образы, дать им названия. Возможно групповое взаимодействие, обмен впечатлениями.

4. Эксперименты с цветом

1) Используя один цвет, попытайтесь, изображая им разные формы и линии, исследовать его смысловые значения.

2) Выберите цвета, которые вам наиболее или наименее предпочтительны в данный момент; те, что отражают ваши положительные и негативные стороны характера.

3) Подберите два или три цвета, составляющие гармоничную группу.

4) Выбери два цвета привлекательный для вас и непривлекательный и создайте изображение; создайте два рисунка – один из приятных цветов, другой из неприятных вам.

5) Создайте рисунок из нейтрализующих ваши негативные переживания цветов.

6) Используя большую кисть, с закрытыми глазами создайте изображение на листе или закрасьте его, попытайтесь увидеть образ или оценить особенности изображения. Затем то же самое, используя другой цвет.

7) Создайте серию рисунков на бумаге разных оттенков.

5. Контрасты

Постарайтесь создать рисунок, используя контрастные цвета, формы и стили в одной композиции. Сознательно меняйте стратегию на противоположную, используя все известные вам контрасты в изображении и путях его создания.

6. Каракули
Свободно водя по листу бумаги карандашом, нарисуйте каракули без какой-либо цели и замысла и передайте партнёру, который должен будет создать из них образ и развить его.

Варианты:
- затем поменяйтесь с партнёром трансформированными каракулями и попытайтесь продолжить рисунок, не нарушая нарисованное им, затем обсудите вместе ваши ассоциации, связанные с рисунками друг друга,
- после завершения рисунка, на основе каракулей сочините рассказ;

- выразите в словах свои чувства и ассоциации, возникшие при восприятии каракулей партнёра;

- размашистыми движениями различных частей тела создайте каракули на большом листе (ватмане, оборотной стороной обоев), можно закрыть глаза. После завершения найдите в изображённом образ и развейте его.

7. Монотипии

Создайте изображение густыми красками на стекле, а затем отпечатайте рисунок на бумагу, рассмотрите образы, развейте их, обсудите в группе, дайте обратную связь другим участникам.

8. Отпечатки

Используйте любые предметы и поверхности для изготовления рисунка из их отпечатков. Предметы могут быть найденными на природе, принесёнными участниками группы из дома, найденными в аудитории для занятий, отпечатки частей тела и элементов одежды, аксессуаров и пр.

9. Техника раздувания краски

Нанесите на лист бумаги водорастворимую краску с большим количеством воды, используйте различные сочетания цветов, в самом конце работы раздуйте через тонкую трубочку цветовые пятна, образуя капельки, разбрызгивания и смешения цветов в причудливые каракули и кляксы; постарайтесь увидеть образ и развейте его.

10. Чернильные пятна и бабочки

Капните чернилами на тонкую бумагу и сверните лист трубочкой или сложите пополам, разверните лист и преобразуйте увиденный образ. Обсудите результаты работы в группе, найдите наиболее понравившиеся вам изображения других участников.

11. Вымешивание красок

С помощью смешивания густых красок, создайте интересные вам оттенки и сочетания, экспериментируйте с количеством и цветом смешиваемых красок. Из получившихся оттенков создайте изображение. Вариантом может быть смешивание большого количества краски прямо на поверхности листа.

12. Рисунок угольными мелками

Для создания изображения используйте угольные мелки, используя все возможности этого изобразительного материала. Можно использовать для работы большие форматы бумаги. Используйте уголь вместе с цветными карандашами или восковыми мелками. Обсудите ощущения и чувства, возникающие во время работы и её результаты.

0

7

Упражнения на концентрацию внимания

Методика выполнения. Сесть на стул в удобной позе к спинке, чтобы не опираться на нее (стул должен быть с жестким сиденьем, иначе эффективность упражнения снизится). Руки свободно положить на колени, глаза закрыть (они должны быть закрыты до окончания упражнения, чтобы внимание не отвлекалось на посторонние предметы). Дышать через нос спокойно, не напряженно. Стараться сосредоточиться лишь на том, что вдыхаемый воздух холоднее выдыхаемого. Выполнять упражнения необходимо в течение нескольких минут. Время не ограничено: упражняться можно до тех пор, пока это доставляет удовольствие. После выполнения упражнений –провести ладонями по векам, не спеша открыть глаза и потянуться.

Упражнение 1. «Концентрация на счете».

Инструкция: Мысленно медленно считайте от 1 до 10 и сосредоточьтесь на этом медленном счете. Если в какой-то момент мысли начнут рассеиваться, начните считать сначала. Повторяйте счет в течение нескольких минут.

Упражнение 2. «Концентрация на слове».

Инструкция: Выберите какое-нибудь короткое (лучше всего двусложное) слово, которое вызывает у вас положительные эмоции или же с которым связаны приятные воспоминания. Пусть это будет имя любимого человека, или ласковое прозвище, которым вас называли в детстве родители. Если слово двусложное, то мысленно произнесите первый слог на вдохе, второй – на выдохе. Сосредоточьтесь на своем слове, которое отныне станет вашим персональным лозунгом при концентрации.

Упражнение 3. «Сосредоточение на предмете».

Инструкция: Внимание! В вашей голове прожектор. Его луч может осветить что угодно с безмерной яркостью. Этот прожектор – ваше внимание. Управляем его лучом. В течение 2-3 минут освещаем прожектором любой предмет. Все остальное уходит во тьму. Смотрим только на этот предмет. Можно моргать, но взгляд должен оставаться в пределах предмета. Возвращаемся к нему снова и снова, разглядываем, находим все новые черточки и оттенки.

Упражнение 4. «Сосредоточение на звуке».

Инструкция: А теперь сосредоточили свое внимание на звуках за окном. Прислушаемся к ним. Можно закрыть глаза. Выделим один из звуков. Вслушаемся в него, выслушиваем, держим его.

Упражнение 5. «Сосредоточение на ощущениях».

Инструкция: Сосредоточьтесь на ваших телесных ощущениях. Направьте луч вашего внимания на ступню правой ноги, почувствуйте пальцы, подошву. Почувствуйте соприкосновение ног с полом, ощущения которые возникают от этого соприкосновения. Сосредоточьтесь на правой руке. Почувствуйте пальцы, ладонь, поверхность кисти, всю кисть. Почувствуйте ваше предплечье, локоть. Почувствуйте соприкосновение подлокотника кресла с рукой и вызываемое им ощущение. Точно так же почувствуйте левую руку. Почувствуйте поясницу, спину, соприкосновение с креслом. Сосредоточьте внимание на лице – нос, веки, лоб, скулы, подбородок. Почувствуйте прикосновение воздуха к коже лица.

Гаджиева Н. М., Никитина Н.Н., Каслинская Н.В. Основы самосовершенствования. Тренинг самосознания. Екатеринбург, 1998.

0

8

ПРОВЕРЕНО - РАБОТАЕТ!
"Возьми себя в руки"
"Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди - это поза выдержанного человека".

"Врасти в землю"
"Попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко сцепи зубы. Ты могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. Это поза уверенного человека".

"Ты лев"
"Закрой глаза, представь льва - царя зверей - сильного могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут как тебя, у него твое имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев - это ты!"
http://antares.my1.ru/_pu/0/s25472.jpg

0

9

Привет всем! Девчонки и мальчишки! Научите,  как прикрепить файл  к своему сообщению на этом форуме.
Лорик

0

10

лорик
Привет, солнышко! Рада тебе, к сожалению прикрепить фаил на форуме нельзя, можно на нашем сайте, а тут ссылку поместить!

0

11

Анималотерапия
http://depositfiles.com/files/tmho1enxq

0

12

Советы родителям
http://www.mamam-papam.ru/uploads/pict/big/07big.jpg
Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки

• Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть малыш поможет с уборкой, сам польет цветок, получит удовольствие от сделанного и заслуженную похвалу. Не нужно ставить перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он еще просто не дорос.

• Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает. Если малыш давно умеет сам есть ложкой, не нужно каждый раз за это хвалить, но если у него получилось поесть аккуратно, не размазав кашу по всему столу, обязательно отметьте это достижение.

• Поощряйте в ребенку инициативу.

• Не забывайте,что малыш внимательно наблюдает за Вами. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: "У мамы не получился пирог, ну ничего, в следующий раз положим больше муки" / "Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!"

• Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра).

• Не бойтесь искренне любить своего ребенка и показывать ему свою любовь!

Игры, которые помогут Вам лучше узнать своего ребенка, сформировать и поддержать у него адекватную самооценку

"Имя"

Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценку малыша. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше, xем он есть сейчас.

"Проигрывание ситуаций"

Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни ребенка. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:

-- Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился, помоги ему успокоиться.

-- Мама принесла 3 апельсина, тебе и сестре (брату), как ты поделишь их? Почему?

-- Ребята из твоей группы в д/с играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя? (Эта игра поможет вашему ребенку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.)

"Жмурки"

Не удивляйтесь, эта старая, всем известная игра очень полезна: она поможет Вашему ребенку почуствовать себя в роли лидера, что может, в случае успеха, значительно воздействовать на самооценку. Можно играть в классические "Жмурки" (с завязанными глазами "жмурка" ищет детей по голосу и отгадывает на ощупь, кто это); можно дать в руки детям колокольчик и т.д.

"Зеркало"

В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми. Ребенок смотрится в "зеркало", которое повторяет все его движения, жесты, мимику. "Зеркалом" может быть родитель или другой ребенок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого, "Зеркало" должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребенку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно.

Можно поиграть и в " Прятки", и в "Магазин", и просто надувать шары, кто быстрее. Главное,чтобы ребенок успешно справлялся с заданиями и учился достойно проигрывать.

http://www.solnet.ee/parents/p2_01.html

0

13

  Игра-упражнение на развитие креативности

               

         Игра была разработана для тренинга креативности, но ни разу не проводилась в группе. На авторство претендовать можно, но сложно, потому что где-то или кто-то, наверное, уже изобретал что-то подобное.

        Цель игры-упражнения – активизировать творческие способности бессознательной части, отбросить непринятие нестандартных идей, раскрепоститься, а также научиться направлять работу бессознательного  на решение задач, поставленных сознанием.

Игра разработана для групп из 4-х – 6-ти человек, но вполне может быть использована самостоятельно (или в кампании друзей под шашлычок).

        Первый уровень – Вопросы.

        Задаётся случайное слово. Обязательно существительное. Задача каждого шага без раздумий произнести (или записать) вопрос, в котором будет обращение к предыдущему существительному, который будет заканчиваться новым существительным?

Итак, то количество итераций, которое строго задано. Первый шаг начинается с заданного существительного, последний также заканчивается заданным существительным. Запрещается повторять звучавшие слова в процессе игры!

Пример.

Задание: Слово – Дети. Количество итераций – 8 (2 круга в группе из 4-х человек).

Поехали. Говорим первое, что приходит в голову:

1. Дети, почему Вы не слушаетесь своих родителей?

2. Родители, когда Вы сдадите деньги?

3. Деньги, почему Вы таете, как летом снег?

4. Снег, почему ты выпадаешь только зимой?

5. Зима, зачем ты поселилась в моём сердце?

6. Сердце, тебе правда не хочется покоя?

7. Покой, когда ты, наконец, придёшь в мой дом?

8. Дом, ты скучаешь по своим детям?

Дальше следует обратная связь:

Легко ли это было? Что это дало? Каково это в группе?

        Второй уровень – утверждения.

        Правила почти те же, что и на первом уровне. Единственная разница в уровнях – вместо вопроса формулируется утверждение. Напомню:

Задаётся случайное слово. Обязательно существительное. Задача каждого шага без раздумий произнести (или записать) утверждение, в котором будет содержаться предыдущее существительное, и, которое будет заканчиваться новым существительным?

Итак, то количество итераций, которое строго задано. Первый шаг начинается с заданного существительного, последний также заканчивается заданным существительным. Запрещается повторять звучавшие слова в процессе игры!

Пример.

Задание: Слово – «слово». Количество итераций – 8 (2 круга в группе из 4-х человек).

1.      Если слово вылетит, значит, оно не воробей.

2.      Каждый воробей летит в своё гнездо.

3.      Гнездо нужно каждой птице.

4.      Если птица не летает, то она курица.

5.      Курица будет мокрой, если на неё вылить воду.

6.      Самая вкусная вода в источнике.

7.      Источник вдохновения – любовь и красота.

8.      Любовь и красоту не передать словами.



             Третий уровень – вопросы и ответы.

            Ну, а теперь всё перемешаем! Даю описание третьего уровня:

Также задаётся случайное слово. Также обязательно существительное.

Задача каждого нечётного шага без раздумий произнести (или записать) вопрос, в котором будет содержаться предыдущее существительное, и, которое будет заканчиваться новым существительным?

Задача каждого чётного шага без раздумий произнести (или записать) ответ, в котором будет содержаться предыдущее существительное, и, которое будет заканчиваться новым существительным?

Итак, то количество итераций то же. Первый шаг начинается с заданного существительного, последний также заканчивается заданным существительным. Запрещается повторять звучавшие слова в процессе игры!

Пример.

Задание: Слово – «человек». Количество итераций – 8 (2 круга в группе из 4-х человек).

1.      Зачем человеку свобода?

2.      Свобода даёт ему счастье.

3.      Разве счастье не в любви?

4.      Любовь  приносит лишь страдания.

5.      Страдание похоже на грусть?

6.      Грусть наступает, когда нет надежды.

7.      Нужна ли кроме надежды вера?

8.      Вера это то, что позволяет выжить человеку.

         И, наконец, четвёртый уровень, - отстройка от логики.

       Заметили ли Вы, что наше сознание пытается выстроить логическую цепочку во всех предыдущих упражнениях? Особенно в последнем. Ведь получился довольно осмысленный текст. Никаких резких переходов. Всё в рамках заданной первым участником темы, ну, может быть, первыми двумя участниками. А, где же «бешеный креатив»?

       Будем искать?

       Тогда на следующем уровне разрушаем логическую связь между вопросом и ответом, между ответом и новым вопросом. Но, помните, что правила остаются теми же. Не буду переписывать их ещё раз. Добавляется только один пункт к правилам: Чем более непредсказуемым будет ваш ответ или вопрос, тем лучше.

Пример.

Задание: Слово – «барабан». Количество итераций – 8 (2 круга в группе из 4-х человек).

1.      Правда ли, что барабан это самый громкий инструмент?

2.      Любой инструмент напоминает мне о ремонте.

3.      А, куда Вы кладёте во время ремонта сигареты?

4.      Сигареты я разукрашиваю фломастером.

5.      Но, пользуются ли фломастерами во время дождя?

6.      Нет, потому что дождь слишком стучит по крыше.

7.      Господа, у Вас крыша не съезжает от этого упражнения?

8.      Ну, что Вы, это же упражнение научит нас играть на барабане.

Далее следует чаепитие.

И, во время чаепития, стоит подумать о том, что даёт это упражнение, все его четыре уровня вместе, и обсудить между собой.

http://www.dobroeutro.org/art9.htm

0

14

Игры и упражнения для развития внимания

  1. ЧТО НАРИСОВАНО?
http://www.dou1468.ru/pic/1.jpg
Ребенку дается рисунoк с наложенными друг на друга изображениями домашних животных. Необходимо их назвать.
   1. НАЙДИ ОТЛИЧИЯ
http://www.dou1468.ru/pic/2.bmp
      Найди отличия
      Предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Ребенок должен не только найти и показать эти отличия, но и рассказать, что есть на верхней картинке и нет на нижней.

   2. НАЙДИ ДВА ОДИНАКОВЫХ ПРЕДМЕТА
http://www.dou1468.ru/pic/333.bmp
      Найди тень белочки
http://www.dou1468.ru/pic/444.bmp

      Найди тень снеговика

      Ребенку предлагается найти тень белочки (или снеговика) и объяснить свой выбор.

   3. НАЙДИ ПАРУ
http://www.dou1468.ru/pic/555.bmp
      Найди пару каждой бабочке
http://www.dou1468.ru/pic/666.bmp
      Найди пару каждой варежке

   4. ПОСЧИТАЙ
http://www.dou1468.ru/pic/6.jpg
      Посчитай червячков

      "Помоги цыпленку найти всех червячков и посчитай их"

      Посчитай
http://www.dou1468.ru/pic/8.bmp
      "Посчитай все домики (цветочки, грибочки, звёздочки, мячики, флажки, ёлочки, ведёрки)". Можно предложить ребёнку подчеркнуть все звёздочки, а мячики зачеркнуть.

   5. ПЕРЕПУТАННЫЕ ЛИНИИ
http://www.dou1468.ru/pic/9.bmp
      Перепутанные линии

   6. ЛАБИРИНТ
http://www.dou1468.ru/pic/7.bmp
      ЛабиринтРебёнку предлагается пройти по лабиринту, прослеживая путь взглядом, в случае затруднения он может помогать себе пальцем или карандашом.

   7. НАЙДИ ДОМИК
http://www.dou1468.ru/pic/12.bmp
      Найди домикРебёнку предлагается поиграть в почтальона и отнести письмо по указанному "адресу". Ребёнок должен найти нужный дом.

  8. ВЫКЛАДЫВАНИЕ УЗОРА ИЗ ПАЛОЧЕК ИЛИ ИЗ МОЗАИКИ
http://www.dou1468.ru/pic/10.jpg
      Дерево и домик

      Ребёнку предлагают выложить из палочек (или мозаики) по образцу букву, цифру, узор, силуэт и т.п.

   9. СРИСОВЫВАНИЕ ПО КЛЕТОЧКАМ
http://www.dou1468.ru/pic/11.jpg
      Дракон

      Ребёнку дается лист в клеточку (крупную или мелкую), образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура), карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.

0

15

А.Н. Исполатов 1000 лучших игр, конкурсов, забав д.pdf

http://dump.ru/file/4495777

0

16

Дети имеют право:

••   иногда ставить себя на первое место;
••    просить о помощи и эмоциональной поддержке;
••    протестовать против несправедливого обращения или критики;
••   на свое собственное мнение и убеждение;
••    совершать ошибки, пока не найдете правильный путь;
••    предоставлять людям решать свои собственные проблемы;
••   говорить: “Нет, спасибо”, “извините, нет”;
•• не обращать внимания на советы окружающих и следовать собственным убеждениям;
••    побыть одному, даже если другим хочется вашего общества;
••   иметь свои собственные чувства независимо от того, понимают ли их окружающие;
••   менять свои решения или избирать другой образ действия;
••   добиваться перемены договоренности, которая вас не устраивает.

Дети не обязаны:

••  быть безупречным на все 100%;
••   следовать за толпой;
••    любить людей, приносящих вам вред;
••   делать приятное неприятным людям;
••  извиняться за то, что были самим собой;
••   выбиваться из сил ради других;
••   чувствовать себя виноватым за свои желания;
••   мириться с неприятной ситуацией;
••   жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было;
••   сохранять отношения, ставшие оскорбительными;
••   делать больше, чем вам позволяет время;
••  делать что-то, что на самом деле не можете сделать;
••  выполнять неразумные требования;
••  отдавать что-то, что на самом деле не хочется отдавать;
••  нести на себе тяжесть чьего-то неправильного поведения;
••   отказываться от своего “Я” ради кого бы то ни было.

0


Вы здесь » Психолог школы и ДОУ » Методические материалы » Методический сундучок психолога