Психолог школы и ДОУ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Психолог школы и ДОУ » Самообразование » Интересная статистика, результаты диагностики, исследования


Интересная статистика, результаты диагностики, исследования

Сообщений 1 страница 11 из 11

1

Каждый день я перелопачиваю массу материалов: статей, заметок, книг и т.д. Попадаются очень интересные и полезные для работы психолога статистические материалы и исследования. Итак, самообразовываемся!

0

2

Сегодня нашла интересную статистику, нужно будет ее на педсовете использовать. Вот она:
... хотим привести интересную статистику, проведенную в нескольких российских ВУЗах, из которой можно увидеть, хотят ли наши студенты работать в производстве. Согласно результатам, "большинство опрошенных студентов (87,0%) в своей будущей работе ценят, в первую очередь, высокую зарплату". Следом идут карьерные перспективы и интерес к работе (отметили более 50% студентов). Возможность профессионального и духовного развития отметили 27%. Легкой работе отдали предпочтение всего 4% опрошенных. Как видим, наше будущее своей прерогативой видит, прежде всего, материальный достаток.
Какие же профессии выбирает современная молодежь? "В перечне профессий наиболее престижной, по мнению студентов, является бизнесмен" (более 50%). Следом идут чиновник - 29,5% и юрист - 24%. Профессии учителя и рабочего отдали предпочтение только! 1,6% респондентов. При этом "более 70% получающих высшее образование видят себя на руководящих должностях".
Также стоит отметить, что главным при поиске будущей работы 70% студентов назвали связи, и лишь чуть более 20% - трудолюбие. Мы не будем комментировать итоги данного опроса. Каждый родитель и наставник (а мы в большинстве своем являемся и тем и другим) должен просто задуматься, а не мы ли источник этих детских желаний, когда культ вещизма затмил обычные человеческие радости бытия, и ребенок никак не может видеть себя в будущем счастливым и уверенным в жизни, если не станет бизнесменом или чиновником.

0

3

Размышления о любимых может уменьшить боль!

http://www.onlinepsiholog.ru/media.php?id=1418&thumb=1Может ли простая мысль о возлюбленном уменьшить боль? Именно так и происходит согласно новому исследованию психологов Лос-Анджелесского университета в Калифорнии, которое подчеркивает важность социальных отношений и связей.

Психологическое исследование, в котором участвовало 25 женщин – в основном студенты Университета и которые имели друзей и были с ними в хороших отношениях более шести месяцев, попыталось выяснить, уменьшится ли боль при смотрении на фотографию любимого.

Участницы получали умеренно болезненные стимулы высокой температуры на предплечья, в то время когда проходили множество различных условий. В одном наборе условий, они рассматривали фотографии своих возлюбленных, незнакомцев и стула. «Когда девушки смотрели на фотографии своих любимых, они сообщали о меньшей боли от стимулов чем в тех случаях, когда они рассматривали картинки объектов или незнакомца», - сказал соавтор исследования Наоми Айзенбергер, доцент психологии и директор лаборатории по социальным и эмоциональным исследованиям университета. «Таким образом, простое вспоминание партнера через фотографию способствовало уменьшению болевых ощущений. Это меняет наше понимание того, как социальная поддержка влияет на людей. Как правило мы думаем, чтобы нам было хорошо, социальная поддержка должна быть в качестве отклика на наши эмоциональные потребности. Однако здесь мы видим, что одна лишь фотография значимого для нас человека имеет такой же эффект».

В другом наборе условий, каждая женщина держала руку своего любимого, руку незнакомого мужчины и шар. Исследование обнаружило, что когда женщины держали руки своих мужчин, они также сообщили о меньшем количестве физической боли чем в тех случаях, когда они держали руку незнакомцев или шар, при этом они также получали все тот же стимул высокой температуры.

«Это исследование показывает важность наших социальных связей».

В качестве практического совета, авторы психологического исследования говорят следующее: «когда вы переживаете какой-то неприятный опыт или стресс и любимый не может быть рядом с Вами, фотография может оказать вам поддержку».
Источник: http://www.psychol-ok.ru

0

4

А вы трудоголик?

Оказывается люди, которые много трудятся, живут дольше. Ученые доказали, что плотный график работы прибавляет как минимум 4 года жизни! Необходимость много работать развивает в человеке организованность и добросовестность. Самодисциплина, которая при этом вырабатывается,  делает таких людей более стрессоустойчивыми. Кроме того, дисциплинированные люди не имеют вредных привычек. Тот, кто  увлечен своей работой, постоянно повышает свой профессиональный уровень, читает новую литературу, интересуется окружающим миром. Его жизнь интересна и наполнена смыслом!  Единственное важное условие – работа должна быть любимой. Деятельность, которая не приносит морального удовлетворения, сводит на нет все плюсы интенсивного труда.

Мой совет: ищите такую работу, которая будет для вас любимой.

0

5

Из диплома Связь особенностей темперамента  старшеклассников и их социометрического статуса
КОРРЕЛЯЦИОННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА И СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА ДЕВЯТИКЛАССНИКОВ.

2.1. Планирование исследования.

        Для проверки двух  гипотез о возможной связи между темпераментом и социометрическим статусом старшеклассника, состоящих в том, во-первых, что сангвиники могут иметь более высокий социометрический статус в классе, а, во-вторых, в том, что низкий нейротизм и амбиверсия способствуют более высокому социометрическому статусу школьников с такими чертами, было проведено психодиагностическое и корреляционное исследование с последующим статистическим анализом.
     Основной целью исследования стала проверка гипотез, в то же время предполагалось решить еще несколько задач:
1. Описание особенностей межличностных отношений, сложившихся в классе.
2. Описание особенностей темперамента учащихся обследованного класса.
3. Сравнение особенностей темперамента и социометрических позиций юношей и девушек.
4. Сравнение особенностей применения тестов Русалова В.М. и Г.Айзенка для измерения типа темперамента.
Практическое исследование было проведено на базе ОШ № 3 г. Угледар  и имело прикладной характер. В нем  приняли участие 31 учащийся 9-а класса, из них 14 юношей и 17 девушек.
     Исследование состоялось в декабре 2005 года.
     При проведении исследования мы руководствовались следующими правилами:
1. Активности личности. Положительный результат может быть достигнут тогда, когда учащийся активно сотрудничает с исследователем, а не отбывает повинность.
2. Доброжелательности. Исследователь должен быть приветливым и дружелюбным. В обстановке доброжелательности учащиеся лучше раскрываются.
3. Заинтересованности. Интерес к занятию не вызывает усталости, выполнение интересных тестовых заданий доставляет удовольствие.
4. Индивидуальный подход. Следует учитывать индивидуальные особенности тестируемых учащихся, например, их застенчивость, медлительность, подвижность, любознательность. Следует сделать свое поведение в ходе обследования более гибким.
5. Профессионализм исследователя. Проведению тестирования следует предварительно обучиться, тщательно подготовить к обследованию себя как специалиста и тестовые материалы.
   Основные из избранных эмпирических методов – тесты и социометрия.
   Подбор психодиагностических методик в пакет осуществлялся исходя из следующих принципов:
- соответствия их изучаемой проблеме, гипотезе;
- соответствия их теории развития личности в общении и деятельности;
- соответствия методик возрастным особенностям испытуемых;
- эффективности диагностики: максимума надежности при минимуме затрат.
   В пакет методик для диагностики темперамента и межличностных отношений вошли следующие.
         1.Опросник структуры темперамента (ОСТ) Русалова В.М. Данный опросник имеет свою теоретическую основу, позволяет измерить такие черты темперамента как эргичность (Эр), социальную эргичность (СЭр),  пластичность (П), социальную пластичность (СП), темп (Т), социальный темп (СТ), эмоциональность (Эм), социальную эмоциональность (СЭм). Также он позволяет рассчитать типы темперамента и соотнести эти типы с традиционной типологией: высокоэмоциональный - высокоактивный – похож на холерика, низкоэмоциональный - высокоактивный – похож на сангвиника, высокоэмоциональный - низкоактивный – похож на меланхолика и низкоэмоциональный - низкоактивный – похож на флегматика. 
   По данным автора ОСТ имеет достаточную надежность и валидность.
2. Тест-опросник EPI Г.Айзенка позволяет измерить две темпераментальные черты: экстраверсию и нейротизм, рассчитать тип темперамента - холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик. По данным Столина В.В., Бурлачука Л.Ф. и Морозова С.М. /19,44/ тест имеет высокую ретестовую надежность и достаточную валидность.
3.   Параметрическая процедура социометрии в классическом варианте с заполнением социометрической анкеты. Были выбраны следующие социометрические критерии:
- « С кем бы ты хотел сидеть вместе за одной партой?»,
- « С кем бы ты не хотел сидеть вместе?»
       - « Кого ты считаешь лидером в классе?».
     Первый вопрос нацелен на выявление  деловых и личных отношений, учитывая возрастные особенности учащихся и тот факт, что класс недавно сформировался, и при выборе соседа по парте юноши и девушки учитывают все виды отношений. Второй вопрос выявляет лидера не косвенно, а прямым вопросом. В предшествующей психолого-педагогической работе с классом прошла тема «Лидеры. Кто они?», в ходе которой у учащихся появились соответствующие знания.
     Количество выборов, которое было задано – три. Но в ходе исследования не все учащиеся  выполнили это требование.
     Ответы из социометрических анкет были перенесены в социоматрицы, которые затем проанализированы.
     Виды позиций личности в группе и критерии отнесения ее к той или иной позиции определены на основе работ Коломинского Я.Л. для школьного класса численностью примерно 30 человек /45/:
1. «Лидер» - 6 и более выборов по критерию лидерства.
По критерию отношений:
2. «Звезда» - 6 и более положительных выборов,
3. «Популярный» - 3-5 положительных выборов,
4. «Принятый» - 1-2 положительных выбора,
5. «Изолированный» - 0 положительных выборов.
По обратному критерию:
6. «Отверженный» - 6 и более отрицательных выборов.
       При определении социометрического статуса каждого учащегося количество положительных и отрицательных выборов анализировалось отдельно. Нам представляется, что суммирование положительных и отрицательных выборов при определении статуса может искажать истинную картину отношений. Например, учащийся, получивший 5 положительных и 5 отрицательных выборов, в сумме имеет ноль (изолированный), на самом деле он популярен в одной микрогруппе, но отвергается в другой.
      Для уточнения данных социометрии и диагностического вывода о типе темперамента использовались методы наблюдения, беседы с учащимися, экспертные оценки учителей.
     Для поиска форм и методов работы педагога и психолога по развитию сплоченности класса использовался метод анализа документов.
   Все тестовые, социометрические и экспертные результаты исследований сведены в таблицы.
     Для первичной количественной обработки данных использовался расчет средних арифметических значений психодиагностических показателей по выборке и среднего квадратического отклонения. Доверительный интервал рассчитывался по показателям экстраверсии-интроверсии для выявления группы амбивертов, так как в имеющейся психодиагностической литературе данные о нормативных границах амбиверсии расходятся /18,20,46/.
   Для вторичной статистической обработки данных использовался метод корреляционного анализа и сравнения достоверности различий статистических распределений.
   Корреляционный анализ проводился на основе расчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Для оценки достоверности различий между результатами независимых выборок использовался критерий Вилкоксона-Манна-Уитни U. Выбор этих статистических коэффициентов и критериев обусловлен особенностями полученных распределений. Все использованные статистические меры описаны в практикуме /47/.
   Качественная обработка данных основана на методе структурного анализа с использованием операций анализа, сравнения, обобщения.

2.2.Анализ результатов исследования.

      Основные диагностические показатели, полученные при измерении черт и типов темперамента, а также отношений девятиклассников представлены в приложениях 1,2. Результаты статистической обработки, в частности, корреляционного анализа, представлены в таблицах.
     После проведения социометрического исследования были составлены социоматрицы, соответствующие 1 и 2, а также 3 критерию (см. приложение 3,4). Анализ социоматриц, дополненный наблюдениями за отношениями в классе, показывает следующее.
     Позицию звезды в классе, совпадающую с позицией неформального лидера, занимает один человек – Таня Я. – активная, доброжелательная девушка с ярко выраженной познавательной направленностью, сангвиник. Она не имеет ни одного отрицательного выбора в классе, могла бы быть центром большой микрогруппы, положительным лидером. Но отданные ею выборы не совпали с полученными, да и во всем классе практически отсутствуют взаимные выборы.
     Пять человек в классе занимают позицию «популярных» - это Ира Д. - флегматик, Ира Б., Руслана Т., Игорь Ч., Сергей Ч. – сангвиники. При этом девочки и Игорь  не имеют отвержений, а Сергей имеет 6 отрицательных выборов, то есть, будучи популярным у одной части одноклассников, он является отверженным другой.
     Большинство школьников занимают позицию «принятый» - 22, среди них – представители разных типов темперамента.
   В классе двое «изолированных» - Света Б. И Лариса Г. При этом Лариса  – сангвиник, не имеет отвержений, это часто болеющая девушка, не всегда бывает на занятиях. А Света имеет несколько отрицательных выборов. Она холерик, очень возбудимая, несдержанная, «громкая» девушка, при этом проявляются и такие черты характера как нетактичность, грубость. Причина ее изолированности может быть связана с  чертами характера и особенностями темперамента.
   Позицию «отверженного» в группе занимает Андрей К., имеющий 10 отрицательных выборов. Кроме него, еще 4 человека имеют 6 и более отрицательных выборов. Это две девушки и два юноши, из них – три сангвиника, один – меланхолик. Но их отвержения скомпенсированы положительными выборами – по два у каждого.
   Андрей К., имеющий так много отрицательных выборов, - холерик, очень подвижный юноша, достаточно агрессивный по поведенческим проявлениям, внешне  привлекательный, из «новеньких» в классе. Но, будучи отверженным многими, он не является полностью изолированным в коллективе, так как имеет два положительных выбора от девушек.
   Таким образом, статусная структура группы представлена в таблице 1.
Табл.1. Статусная структура класса.

        I                    II                       Ш                        IV                            V   
«звезда»   «популярный»   «принятый»   «изолированный»   «отверженный»
       1                     5                       22                         2                              1

     Уровень благополучия отношений в классе  I + II < Ш + IV – низкий, так как большинство школьников занимают позицию «принятый», которая не популярна, удовлетворяет не всех старшеклассников, занимающих ее. Кроме того, в классе есть отверженный и изолированные.
     Особенностью социометрических показателей данного класса является практически полное отсутствие взаимных выборов (их всего два), малое количество отданных выборов, очень низкая удовлетворенность общением.
     Анализ истории развития класса показывает, что за время своего существования он два раза переформировывался. Причем последнее переформирование класса произошло недавно, в начале учебного года. «Новенькие» и прежний состав класса еще недостаточно хорошо знают друг друга, в то же время и ранее существовавшие связи нарушились. Поэтому потребность в контактах есть, но наладить взаимные отношения учащиеся не успели, так же, как и занять более благоприятные позиции.
     В связи с низкими социометрическими показателями, низким уровнем развития взаимоотношений в классе в ходе исследования возникла задача развития данного коллектива, его сплоченности. Была проанализирована психолого-педагогическая литература для поиска способов, форм и методов развития сплоченности коллектива.
     Продолжая анализ измерений межличностных отношений, отметим, что юноши и девушки в классе выбирают друг друга, и это естественно для данного возраста. Половые влияния на качество социометрического статуса не прослеживаются: среди «популярных» и «принятых» есть и девушки, и юноши, есть «изолированные» девушки и «отверженный» юноша.
     Для дополнительного анализа этих влияний мы сравнили количественные показатели социометрического статуса юношей и девушек, представленные в таблице 2.
Табл.2.   Среднеарифметические показатели социометрического статуса юношей и девушек класса.

                                                               Выборы
     Пол                         Положительные           Отрицательные
   
   Юноши                                 2,0                             2,0
   Девушки                               2,2                             1,6

     Анализ таблицы по строкам показывает, что юноши получили одинаковое количество положительных и отрицательных выборов, а девушки – больше положительных, чем отрицательных. Анализ таблицы по столбцам показывает, что девушки, в среднем, получили больше позитивных выборов, чем юноши, а юноши – негативных выборов, чем девушки. Особенно заметно различие в негативных выборах. Это различие не является статистически значимым (по критерию U). Но наблюдаемый факт можно использовать при развитии сплоченности коллектива: большую роль в этом процессе могут сыграть девушки.   
     Измерение свойств темперамента учащихся и его типов с помощью тест-опросников Г.Айзенка и В.М.Русалова показало, во-первых, что результаты тестирования темперамента по Г. Айзенку и В.М. Русалову, в основном, совпадают – в 74% случаев. Но поскольку в 26% случаев произошли расхождения в диагностике, дополнительно был использован метод экспертной оценки. В качестве экспертов были привлечены классный руководитель, психолог и автор выпускной работы, которые определяли тип темперамента школьников, пользуясь, в качестве критериев, описаниями 4 типов темперамента и основываясь на своих наблюдениях за поведенческими показателями темперамента  каждого из обследованных школьников.
     На основе сопоставления результатов тестирования учащихся по двум тест-опросникам с экспертными оценками был сделан диагностический вывод о типе темперамента каждого школьника. Результаты тестирования, экспертных оценок и диагностический вывод представлены в приложении 1.
     Представленность типов темперамента в классе отражена в табл. 3.

Табл.3.   Представленность типов темперамента в обследованном классе.

Тип              Сангвиники       Флегматики      Холерики        Меланхолики
Пол                  Ж       М            Ж       М           Ж        М             Ж         М                 
Кол-во             10       5              2         4             2         3              3           2
Всего                   15                         6                        5                        5
Процент              49                        19                      16                      16

   Таким образом, в классе преобладают сангвиники – их почти половина, у оставшейся половины учащихся класса равномерно представлены темпераменты флегматиков, холериков и меланхоликов. Среди юношей и девушек есть представители всех типов темпераментов, но девушек больше среди сангвиников и меланхоликов, а юношей больше среди флегматиков и холериков. Выводы о статистически достоверных различиях сделать нельзя из-за небольшой статистики и большего количества девушек, чем юношей в обследованном классе.
     На следующем этапе анализа полученных данных мы сравнили показатели измерения межличностных отношений в классе с показателями темперамента девятиклассников.
     Для проверки гипотезы о том, что учащиеся сангвинического темперамента могут иметь более благоприятный социометрический статус в группе, чем другие, был использован метод сравнения групп. По результатам тестирования типа темперамента обследованная выборка была поделена на две части: в одну попали все сангвиники, в другую – учащиеся с другими типами темперамента. Деление выборки на четыре группы было нецелесообразно, так как сангвиников в классе почти половина, а остальные темпераменты представлены каждый – в 3 раза реже. Для двух выделенных групп были рассчитаны средние показатели социометрического статуса по положительным и отрицательным выборам, которые представлены в  таблице 4.
Табл.4.   Среднеарифметические показатели социометрического статуса сангвиников в соотношении с группой меланхоликов, флегматиков и холериков.

Тип темперамента                                           Статус
                                   Положительные выборы       Отрицательные выборы
Сангвиники                                2,4                                             1,7 
Другие                                        1,8                                              1,9

     Анализ таблицы по строкам показывает, что у сангвиников количество положительных выборов преобладает над количеством отрицательных, а у представителей других типов темперамента одинаково представлены положительные и отрицательные выборы. Анализ таблицы по столбцам показывает, что количество отрицательных выборов сангвиников меньше, чем аналогичный показатель другой группы. А количество положительных выборов сангвиников достоверно больше, чем количество положительных выборов представителей других групп темпераментов. Достоверность различий определялась по критерию Вилкоксона-Манна-Уитни (47).
Uэмп. = 41, U0,01 = 61. Если социометрический статус учащихся определять не только по количеству положительных выборов, а по алгебраической сумме положительных и отрицательных выборов, то различия двух групп усилятся.
Итак, анализ данной таблицы подтверждает первую гипотезу: сангвиники имеют более высокий положительный социометрический статус, чем представители других типов темперамента в данном классе.
     Для дополнительного анализа были прокоррелированы показатели всех черт темперамента, измеренных ОСТ (Русалов В.М.), с количеством положительных и отрицательных социометрических выборов девятиклассников. Матрица корреляций представлена в табл.5.

Табл.5. Матрица корреляций показателей темперамента (ОСТ) с количеством положительных и отрицательных социометрических выборов девятиклассников.

           Выборы    ЭР      СЭР     П       СП      Т      СТ     ЭМ    СЭМ
                 +          0,04   -0,09   0,23   -0,03   0,02   0,16   0,03   -0,19         
                 -           0,02   -0,30  -0,07    0,18   0,30   0,11   0,03    0,17
           
    ЭР – эргичность,                                Т – темп,
    СЭР – социальная эргичность,         СТ – социальный темп,
    П – пластичность,                              ЭМ – эмоциональность,
    СП – социальная пластичность,       СЭМ – социальная эмоциональность.

     Анализ данной матрицы показывает, что значимые корреляции отдельных показателей темперамента по ОСТ с социометрическими выборами отсутствуют.
   На следующем этапе исследования для проверки первой части второй гипотезы о связи уровня нейротизма с показателями социометрического статуса были прокоррелированы показатели темперамента по Айзенку – экстраверсия и нейротизм – с количеством положительных и отрицательных социометрических выборов. Полученные корреляции представлены в табл.6.
Табл.6. Матрица корреляций показателей экстраверсии и нейротизма девятиклассников с количеством положительных и отрицательных социометрических выборов.

                    Выборы               Экстраверсия               Нейротизм
                         +                             -0,07                           -0,41
                         -                               0,22                           -0,31

     Анализ матрицы показывает, что достоверным является только один коэффициент корреляции, так как критическое значение коэффициента корреляции Спирмена при уровне значимости 5% равно 0,36 для  n = 31.
     Количество  отрицательных выборов не коррелирует ни с экстраверсией, ни с нейротизмом. А количество положительных социометрических выборов не коррелирует с экстраверсией, но связано с нейротизмом обратной связью: чем ниже нейротизм, тем больше количество положительных социометрических выборов учащихся. Этот факт подтверждает первую часть второй гипотезы частично, по положительным выборам.
     Другая часть второй гипотезы связана с проверкой предположения о том, что амбиверсия положительно связана с социометрическим статусом: социометрический статус амбивертов выше, чем выраженных экстравертов и интровертов.
     Для проверки этой гипотезы по результатам измерения эстраверсии-интроверсии выборка была поделена на две части: в одну часть попали амбиверты (19 чел.), в другую – выраженные экстраверты и интроверты.  Количество положительных и отрицательных выборов, полученных ими, представлено в табл.7.
Табл. 7. Среднеарифметические показатели социометрического статуса амбивертов и выраженных экстравертов, интровертов класса.

                                  Группы                       Количество выборов
                                                                           +                      -
                                  Амбиверты                    2,3                    2,0
                                  Остальные                     1,7                    1,9

     Анализ данной таблицы по строкам показывает, что различия в количестве положительных и отрицательных выборов у учащихся двух сравниваемых групп незначительны. Анализ таблицы по столбцам показывает, что количество отрицательных выборов у амбивертов не отличается от количества отрицательных выборов остальных. Но количество положительных выборов амбивертов достоверно больше, чем количество положительных выборов у выраженных экстравертов и интровертов. Достоверность различий подтверждена статистическим критерием Вилкоксона-Манна-Уитни  /47/: Uэмп. = 60, U0,5 = 72.
     Таким образом, вторая гипотеза о связи амбиверсии и нейротизма старшеклассников с их социометрическим статусом в группе подтвердилась, но только для положительных социометрических выборов.

2.3. Выводы и рекомендации.

     Итак, на основании проведенного психодиагностического и корреляционного исследования темперамента и межличностных отношений девятиклассников можно сделать следующие выводы.
1. Показатели уровня сформированности межличностных отношений в классе низкие, свидетельствуют о неудовлетворенной потребности девятиклассников в общении, отсутствии взаимности, неблагоприятных социометрических позициях большей части класса.
2. В обследованном классе более высокий социометрический статус имеют девушки, чем юноши.
3. Поскольку класс недавно переформирован, требуется работа по развитию сплоченности его коллектива, план которой отражен в рекомендациях психологу, классному руководителю и учителям.
4. Психологический диагноз о типе темперамента, поставленный с использованием тестов Г.Айзенка и В.М.Русалова, в основном (76%) совпадает.
5. В обследованном классе преобладают сангвиники, остальные типы темпераментов представлены равномерно.
6. Достоверные корреляции между отдельными показателями темперамента, за исключением амбиверсии и нейротизма, и количеством положительных и отрицательных социометрических выборов отсутствуют.
7. В то же время выявлена связь между сангвиническим типом темперамента  и количеством положительных социометрических выборов, что подтверждает первую гипотезу: учащиеся-сангвиники имеют более высокий социометрический статус в классе, чем представители других типов темперамента.
8. Также выявлена достоверная обратная связь между уровнем  нейротизма и количеством положительных социометрических выборов учащихся в классе: чем ниже уровень нейротизма, тем     выше положительный социометрический статус учащегося. Это подтверждает первую часть второй гипотезы.
9. Наконец, выявлена достоверная связь между амбиверсией и социометрическим статусом учащегося: амбиверты имеют более высокий положительный социометрический статус, чем выраженные экстраверты и интроверты, что подтверждает вторую часть второй гипотезы.
10. Таким образом, обе гипотезы исследования подтвердились, но в более узкой области: только для положительных социометрических выборов.
     Учитывая результаты исследования, на основе анализа психолого-педагогической литературы, проведенного в первой части работы с целью поиска оптимальных методов, способов, форм развития коллектива, были разработаны следующие рекомендации.

0

6

Креативность
Креативность достигает пика в возрасте от 3,5 до 4,5 лет, а также растет в первые три года учебы в школе; снижается в течение следующих одного-двух и потом получает новый толчок, возможно, в связи с повышением уровня физического развития.
Креативность неоднозначно зависит от образования. Большинство детей те-ряют свою спонтанную отвагу, когда они становятся "окультуренными".
Период жизни человека от 2,5 до 7 лет психологи называют вторым возрастом вопросов (первый возраст — от 1 года до 2,5 лет). На конец этого периода наблюдается "пик любознательности" — наибольшее количество вопросов в речи детей, после чего отмечается спад.
Что такое творческие способности? 
  Что же такое «творческие способности» или «креативность» (от лат. creatio – творе-ние)? Американский психолог Фромм предложил такое определение этого понятия: «Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях; это направленность на открытие нового и способность глубокого осознания своего опыта».
  Основными показателями творческих способностей является скорость, и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость. Скорость мысли – количество идей, которое возникает за единицу времени.
  Гибкость мысли – способность быстро и без внутренних усилий переключаться из одной идеи на другую; видеть, что информацию, полученную в одном контексте, можно использовать в другом. Гибкость – это хорошо развитый навык переноса (транспозиции). Она обеспечивает умение легко переходить от одного класса явлений, которые изучаются, к другому, преодолевать фиксированность методов решения, своевременно отказываться от скомпрометированной гипотезы, быть готовым к интеллектуальному риску и к парадоксам.
  Оригинальность – способность к генерации идей, которые отличаются от общепринятых, к парадоксальным, неожиданным решениям. Она связана с целостным виденьем всех связей и зависимостей, незаметных во время последовательного логического анализа.
  Любознательность – способность удивляться; открытость и интерес ко всему новому.
  Смелость – способность принимать решение в ситуациях неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца, рискуя личным успехом и репутацией.
  Эти показатели являются врожденными, зависят ли от влияния среды? Один из творцов системы измерения творческих способностей Торренс отмечал по этому поводу, что унаследованный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой производительности. В какой мере творческие импульсы ребенка приобретут характерную творчеству зависимость от влияния родителей и других взрослых. Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал малыша еще в дошкольном возрасте.
  Для ребенка основной деятельностью, в которой оказывается ее творчество, является игра. Но игра не только создает условия для такого проявления. Как свидетельствуют исследования психологов, она в значительной степени способствует развитию творческих способностей малыша (стимулирует его). В самой природе детских игр заложены возможности развития гибкости и оригинального мышления, способность конкретизировать и развивать как свои собственные замыслы, так и предложения других детей.
  Еще одно исключительно важное свойство игровой деятельности – это внутренний характер ее мотивации. Дети играются потому, что им нравится сам игровой процесс. И взрослым остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного привлечения детей к более сложным творческим формам игровой активности. При этом очень важно иметь в виду, что во время развития их творческих способностей более важное значение имеет сам процесс, экспериментирование, а не стремление достичь какого-то конкретного результата игры.

0

7

В существенной мере способности человека наследуются им от родителей и более отдаленных родственников, в меньшей степени (примерно пятая часть) воспитываются. По данным Национальной лаборатории характера США, 20% всех воспитанных черт принадлежат матери, 28% — отцу, 6% — братьям и сестрам, 4% — другим членам семьи, 6% — друзьям, 3% — школе и церкви, 3% — другим взрослым.

В основном процесс интенсивного воспитания идет до 10-летнего возраста, когда закрепляются конституционные (унаследованные) и часть воспитанных способностей, и лишь небольшая часть интеллектуальных и поведенческих особенностей приобретается и изменяется в течение жизни. Характерно, что к трем годам склонность к совершению правонарушений за счет наследованных и частично воспитанных способностей уже успевает сформироваться.

0

8

Недетские игры с компьютером

Вопрос о вредном влиянии жестоких игр на психическое здоровье детей обсуждается уже давно. Многочисленные исследования лишь подтверждали, что между этими явлениями – жестокими играми и агрессивностью детей существует определенная взаимосвязь. Но установить причинно-следственную связь, то есть, доказать, что именно игры увеличивают агрессивность, гораздо труднее.

Психологи Университета штата Айова (США), Университета Кейо и Университета Очаномизу (Япония) проанализировав 130 научных докладов с участием свыше 130 тыс. человек во всём мире все же смогли доказать, что независимо от пола, возраста и культуры воспитания, жестокие видеоигры делают детей более агрессивными.

Исследователи утверждают, что видеоигры с элементами насилия сильно влияют на детскую психику и поведенческие нормы, способствуя проявлению агрессии к окружающим, уменьшая чувство сопереживания и просоциального поведения в юности. По словам экспертов, теперь можно с абсолютной уверенностью говорить о серьёзном вреде агрессивных компьютерных и приставочных игр на психическое здоровье детей и подростков - как при краткосрочном, так и при длительном использовании.

Специалисты использовали мета-аналитические способы, чтобы проверить последствия использования жестоких видеоигр детьми, подростками и студентами начальных курсов. Оказалось, что видеоигры с элементами насилия и агрессии служат сильным фактором асоциального поведения в юном возрасте и негативно сказываются на психике почти в той же степени, что и низкий социально-экономический уровень семьи и генетическая наследственность. Психологи считают, что родители должны проверять содержание видеоигр для своего ребёнка точно так же, как и рацион питания.

По материалам АМИ-ТАСС

0

9

Подростковая агрессия
10.03.2010

Агрессия не знает гендерных различий, особенно в подростковом возрасте. Девочки-тинэйджеры могут проявлять такие же признаки агрессивного поведения, что и мальчики, показало исследование Университета Гриффита школьников в возрасте 11-13 лет.

Психологи решили рассмотреть опыт виктимизации (превращение в жертву; от лат. victim – жертва) и агрессии среди подростков и обнаружили, что не только мальчики, но и девочки способны подстрекать сверстниц против избранной «козлом отпущения» жертвы, притеснять и социально изолировать её в классе. Однако барышни действуют и иным, чем ребята способом, а именно - распространяют слухи и сплетни, применяя для этого не только старомодные записки, но и весь арсенал современных средств - телефон, электронную почту и всё пространство интернета. Было замечено, что девочки-подростки предпочитают не напрямую высказывают своё неприятие жертвы, как мальчики, а начинают третировать «изгоя» за спиной. Среди мальчиков более распространён метод прямого изолирования жертвы (с помощью дразнилок, исключения из спортивных игр и т.п.), причём не наедине, а с участием других ровесников.

Как говорят австралийские специалисты, хотя тактика виктимизации у девочек и мальчиков подросткового возраста может различаться, причины такого агрессивного и асоциального поведения идентичны. Как правило, в классе образуются социальные группы, где есть свой лидер. Для доказательства его социального доминирования избирается «жертва», которую начинают игнорировать или издеваться над нею с подачи «лидера», умеющего манипулировать своими последователями. Это делается для признания его власти в группе, объясняют эксперты. По их словам, такое поведение в подростковом возрасте не имеет гендерных различий и проявляется вследствие отрицательных эмоций, таких, как зависть, гнев, месть или личная неуверенность.

По материалам АМИ-ТАСС

0

10

Хит-парад детских страхов

http://www.inha.ru/image/view/-/352554/highRes/4531/-/maxw/485/-/14jsl0/-/Hit_parad_strahov.jpg
Лилия Илюшина, для InHa.ru

                 

«У страха глаза велики»

Русская пословица

Все люди чего-то боятся, а дети – особенно, ведь большой мир, в который входит маленький человек, полон опасностей.  Иногда детские страхи  кажутся родителям необоснованными и смехотворными, а иногда – вызывают у них тревогу. Давайте попробуем вспомнить, чего мы сами больше всего боялись, будучи маленькими. Ведь это – неплохая возможность лучше понять чувства собственных детей.

Бабай и Ко

Вот скрипнула дверь платяного шкафа, - сейчас оттуда появится Баба Яга, приволакивающая свою костяную ногу. Колыхнулась занавеска, – наверное, за ней притаился злой Бабай, - никто не знает, как он выглядит, но все его на всякий случай опасаются. Неизвестный, который живет на антресолях, Серый волк – зубами щелк, дяденька милиционер… Сколько детей – столько и страхов.

«Если хотите ничего не бояться, вспомните, что бояться можно решительно всего» - говорил мудрый Сенека. И действительно: опросив несколько десятков человек, изучив не один форум в Интернете, мы убедились, что причины, вызывавшие у нас в детстве страх – были самые разнообразные. На вершине нашего хит-парада оказались страхи вполне традиционные: темноты, собак, боязнь находиться дома одному, Бабы Яги, Бабая, Кощея Бессмертного, уколов...  Но, не обошлось и без неожиданностей.

Клоуны, жвачки, иголки                                         

Жанна, 31 год, менеджер по продаже автомобилей:

«В детстве я больше всего боялась двух вещей: клоунов и чешского мультика «Крот и жвачка». Если говорить о клоунах, то мне они никогда не казались забавными и добрыми. Наоборот, я была уверена, что под слоем грима скрывается злое лицо, за веселой  маской прячется мерзкий тип, которого надо опасаться…» 

В своей боязни клоунов Жанна далеко не одинока: британскими учеными из университета Шеффилда было установлено, что дети от 4 до 16 лет в абсолютном большинстве не любят и боятся клоунов. Опрос был проведен среди 250 юных пациентов детской больницы. Изначально цель исследования к клоунам прямого отношения не имела. Ученые просто собирались выяснить, как  лучше оформить больничные палаты, чтобы они нравились детям и радовали глаз. Все маленькие респонденты без исключения решительно высказались против изображений клоунов! Даже старшие дети сочли их непонятными и пугающими.

Научное название боязни клоунов – коулрофобия.

Жанна: «…А что касается мультипликационного крота, то в той серии он находит жвачку, и она прилипает к его лапке. Крот долго пытается от нее отделаться, но ничего не выходит. В конце концов, он оказывается приклеенным жвачкой к дереву. Ему хочется освободиться, но ужасная резинка не отпускает его, и так – всю серию…Это ощущение скованности, обездвиженности, несвободы  очень меня пугало…»

Елена, 24 года, секретарь:

«Когда я была маленькой, бабушка рассказала мне ужасную историю про иголку. Якобы одна женщина что-то шила, уронила на пол иголку, да так ее и не нашла. А потом наступила на нее босой ногой. Иголка полностью вошла в ногу, попала в артерию и  достигла сердца. С тех пор я не люблю всего, что связано с шитьем. Даже пришить пуговицу - непростая для меня задача»

Евгений, 40 лет, преподаватель:

«На меня наводила ужас крыса из «Стойкого оловянного солдатика». Он плыл по канаве в своей бумажной лодочке, и тут откуда-то выскочила большая крыса и закричала: «Паспорт есть? А ну давай паспорт!» Потом еще долго бежала за ним и вопила: «Держи его! Он не внес пошлины, не показал паспорта!»

Повлиял на меня этот образ или нет,  я не знаю, но бюрократы и  разные «канцелярские», «бумажные» люди иногда сильно меня раздражают. Ну и гаишники, само собой»

И другие…

Alex:«Главный кошмар моего детства – козел с баяном! Помню, был год Козы и на стене висел календарь, на нем – козел, играющий на баяне. Как же я его боялся! Он мне снился, разговаривал со мной, хотел забодать… Потом календарь сняли и порвали. Я успокоился»

Princessa:«Меня страшно пугал памятник партизанам на станции метро Белорусская, тот, который стоит на переходе с радиальной на кольцевую. Я всегда плакала, когда его видела, и долго потом не могла успокоиться»

Lilit: «Я боялась ночью смотреть на ковер. В 1976 году умер Мао Цзэдун, и по Москве ходила такая история: купила одна женщина китайский ковер, принесла его домой, повесила на стену. Днем - ковер, как ковер, а вот когда стемнеет... В общем, пошла эта тетенька ночью в туалет, проходит мимо ковра, а на нем – Мао Цзэдун в гробу! Лежит и чем-то зеленым светится. Подслушав, как родители обсуждают эту историю, я стала избегать смотреть на наш  ковер – очень старый и совсем не китайский. Думала, взгляну, а там председатель компартии Китая собственной персоной».

Ольха: «Боялась Того, кто сидит в шкафу. Когда я приходила из школы, а дома никого не оказывалось,- я начинала разговаривать разными голосами. Чтобы Тот, кто в шкафу, подумал, что я в квартире не одна»

Gregor: «Ужасной каменной головы из заставки телекомпании «Вид».

Анна О.: «Смотреть на сварщиков за работой и на лампочку. Родители говорили, что от этого можно ослепнуть».

YuriK: «Старой козы под кроватью. А еще - карлика из сериала «Твин пикс»»

Как каждый из нас преодолевал свои детские страхи? А что мы делаем, для того, чтобы уменьшить  нынешние? Возможно, рассказывая об этом нашим детям, мы  помогаем им учиться анализировать причины их страхов, и тем самым – от них избавляться.

0

11

Психологическое исследование. Психология успеха, успешность женщин из не полных семей.

Известно, что в неполных семьях в процессе воспитания, в характере ребенка могут сформироваться устойчивые отрицательные формы поведения. Но всегда ли это так?

Я решила проверить эту гипотезу и провести исследование в одном из университетов. И в итоге результаты оказались неоднозначными. Этот вывод сделан на основании того, что девушки из не полных семей проявляют достаточную успешность в общении, не смотря на то у девушек из не полных семей, согласно результатам, выявлена маскулинность, пониженная фрустрированность, низкая эмпатийность. Это не мешает им заводить друзей и активно поддерживать контакты, а так же добиваться поставленных целей. Так же я сделал выводы, что маскулинные качества помогают девушкам достигать большего самоуважения, и иметь более высокую самооценку в области учебных достижений и собственной внешности.

Что касается предположения о том, что ребенок из не полной семьи часто встречается лишь с одной ролью родителя – либо только с феминной, либо только маскулинной, что может привести к не пониманию целостной модели отношений в паре, и в будущем для них более проблематично будет строить собственные отношения, частично можно считать не правдоподобным. Поскольку девушки из не полных семей довольно хорошо адаптированы в социальной системе. Таким образом, от дружеских контактов они могут получить информацию о том, как быть успешными с семейных отношениях. С другой же точки зрения, можно предположить, что старые стереотипы, которые они получили в процессе воспитания в не полных семьях могут препятствовать получению нового опыта.
Источник

0


Вы здесь » Психолог школы и ДОУ » Самообразование » Интересная статистика, результаты диагностики, исследования